Занятия 6, 7, 8.  

  От авторов ресурса
  Психология, сознание
    • Язык подсознания
    • Неосознаваемая психокоррекция
    • Техника работы с информацией
    • НЛП - Часть 1
    • НЛП - Часть 2
    • НЛП - Часть 3
    • НЛП - Часть 4
    • НЛП - Часть 5
    • НЛП - Часть 5/1
    • НЛП - Часть 6
    • НЛП - Часть 7
    • НЛП - Часть 8
    • НЛП - Часть 9
    • НЛП - Часть 10
    • НЛП - Часть 11
    • НЛП - Часть 12
    • НЛП - Часть 13
    • НЛП - Часть 14
    • НЛП - Часть 15
    • НЛП - Часть 16
    • НЛП - Часть 17

  Тонкие материи, магия
  Реинкарнации и карма
  Жизнь после жизни
  Инновации в технике
  Подборка материалов



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
 
                     4 ДЕНЬ. Занятия 6, 7, 8.


  Работать придется плотно,  потому, что за эти дни мы прошли 5 за-
нятий по графику, а на этот день у нас осталось 4.
  Самое главное,  что у меня появилась надежда,  глядя в ваши  гла-
за,..И здесь,  и на перерывах,  и после обсуждения фильмов,..У меня
появилась надежда,  что для каждого из вас не просто так этот семи-
нар пройдет....Теперь уж мы не потеряемся . Это уж точно.
ВОПРОС: Многие из нас приехали сюда  чему-то  научиться.Может  быть
есть смысл посвятить обучению в ущерб экзамену?
  Нет! Дело в том, что вы меня обидели. ...Вы меня обидели. Обидели
вот чем :если вы думаете,  что это будет стандартный экзамен,на ко-
тором я буду спрашивать:"Что вы знаете?",-..
  Видете-ли в чем проблема?-Экзамен будет очень конгруэнтным и эко-
логичным. Экзамен - это часть обучения!  И при том  одна  из  самых
значимых частей обучения! И поэтому мне бы хотелось, чтобы вы прош-
ли вот этот цикл ...
  Это обучение.  Во время экзамена вы научитесь больше,  чем научи-
лись всему,  чему мы учились здесь (на  чисто  теоретическом  уров-
не).Как он пройдет - вы узнаете!
  Фразу, которую я сейчас скажу,  вы поймете только завтра утром.Но
тем не менее я ее сейчас скажу , но вы ее сейчас не поймете...
  -Экзамен у вас был эти 4 дня! Учиться вы начнете сегодня в 23.00.
  Так вот,  перевернулось у нас все.  "Все смешалось в доме Облонс-
ких ..."

  Ну вот,  когда мы с вами разбирали Модальности:Ауд.,Виз.,Кин...Вы
понимаете, что мы эти вопросы прошли достаточно упрощенно и  доста-
точно грубо.  Понятно, что может быть изображение, понятно, что мо-
жет быть звук,..что могут быть ощущения ... .
  Но сразу  возникает  вопрос:"А что,..неужели эти все изображения,
звуки и ощущения одинаковы?  По параметрам . Не по семантике , а по
параметрам ? "
  Вот если взять несколько телевизоров.  Например вчера,  когда  вы
смотрели "9,5 недель",  и каждый телевизор показывает по своему.  У
каждого телевизора есть набор ручек подстройки  цветности, яркости,
громкости, контрастности,...
  И вот эти параметры изображения цветность ,  яркость ,  контраст-
ность, удаленность до экрана, размер экрана, затуманенность, часто-
та строк,...размер по вертикали и по горизонтали - это  все  как-бы
СУБМОДАЛЬНОСТИ ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
  Т.е. это подпараметры  Визуального типа передачи информации.
  Такие-же Субмодальности могут быть и у Аудиального канала. Это:
-громкость;     -удаленность до источника;       -высота источника;
-интонация;     -расстояние до источника;
-тембр;         -направление движения источника;
  Дальше,..по голосу можно определить болезнь человека,...голос мо-
же быть мужским и женским...уверенный,  слабый и неуверенный.  Ну и
так далее.
  То же самое с ощущениями. Почему мы игры поясняли точно? Ощущени-
ями могут быть почесывание левой пятки, а может быть комок к горлу.
Т.е. это конкретные какие-то ощущения.
  Могут быть яркие и не яркие...Кто-то вот подходил  и говорит:"Вот
это у меня ярко,  а вот это не ярко.  Вот это получается хорошо,  а
вот это плохо."


                              - 186 -

                        СУБМОДАЛЬНОСТИ.


  Так же как и мы во внешнем мире объекты видим с разной четкостью,
удаленностью, контрастностью и т.д.,...так же и представляем мы это
все совершенно по разному.
  И вот когда я говорил о телевидении сверхвысокой точности,  кото-
рое сейчас делают в Японии,  я говорил,(на  западе  разработки  эти
проведены и результаты используются),что чем четче и ярче изображе-
ние,  тем больше психологическое воздействие. Именно для этого соз-
даются телевизоры СВТ, потому, что там реклама будет лучше воздейс-
твовать.
  Ну художественный фильм...Ну я не знаю , что может лучше большого
экрана японского телевизора показать фильм.  Нормальное,  целостное
изображение..Никаких точек там уже нет...
  Но делают почему-то еще точнее? Т.е. по идее кажется , что предел
насыщен..по сравнению с нашими во всяком случае...Но они делают еще
следующий шаг. Потому, что на сознательном уровне это воспринимает-
ся как  одинаковое,..а на подсознательном уровне вот это /изображе-
ние-Ред./ воспринимается уже , как разное.
  Эмоциональное воздействие совсем другое.
  Так вот оказывается, что если научиться внутри себя менять субмо-
дальности, подкручивать вот эти "ручки" при представлении, слушании
и ощущении,...то можно менять и реакцию тела и эмоциональные состо-
яния.

  Ну вот..Типичный пример - вспоминание какой-то негативной  ситуа-
ции. Вот когда я ее вспоминаю - мне неприятно.
  Так. А если я эту картинку сейчас от себя отодвину? Ага. Предста-
вилось не цветным, а черно-белым! Черно-белое вроде сильнее... А ну
-ка очень цветной! Ага! Менее сильно...
  Ну ,  я не знаю в какую сторону у каждого человека будет. Т.е. по
идее, я  беру  этот  телевизор  внутренний,  и начинаю каждую ручки
подкручивать в ту или другую сторону. Чуть-чуть. Калибрую...
  Ага! Подкручиваю в эту сторону - ощущения увеличиваются.  Подкру-
чиваю в эту сторону - уменьшаются.  Если нужно мне ,чтобы  ощущение
уменьшилось,я - чик,  чик,  чик,  чик,....подкрутил до минимума..(А
что такое до минимума?  - Еле-еле видны контуры. Плохо изображающий
телевизор, строки  мелькают..)  -- никакого эмоционального воздейс-
твия не будет.
  Изображение идет. Но оно идет совсем не так , как было.
  Потом беру контрастность,  высоту экрана,  расстояние..(Маленький
телевизор..Фильм ужасов по нему можно смотреть спокойно! Маленький,
черно-белый...)
  Если нужно увеличить яркость, т.е. что-то вспомнить или наооборот
пережить ярко,(та же процедура с РЕСУРСОМ.Чтобы встать сюда и здесь
РЕСУРС получить сильный. Чтобы эмоциональное воздействие было очень
сильным. Чтобы при Рефрейминге "Новый Я",эти визуальные образы были
очень яркими..),  нужно посмотреть - ага, эмоциональный отвес боль-
ше..подкручиваю в эту сторону...Здесь до упора, здесь до упора...
  Эту ручку кручу, скажем "контрастность", - ощущения не меняются..
Сами видели. Есть ручки, которые непонятно на что влияют.....
  Вот когда я это все отрегулировал так, как мне надо, - я подобрал
тот набор Субмодальностей,  который мне необходим, чтобы по другому
пережить вот это событие.
  Вот это есть ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 5 .

                              - 187 -
  ПФТ - 5 "СМЕНА СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ".
  Принцип вы поняли!  Если есть какое-то переживание, которое нужно
пережить по  другому,лучше-хуже,..Нужно  просто по всем параметрам,
которые вы можете выделить,  а их можно выделить  несколько  десят-
ков,..- по  всем параметрам просто подкручивать ручки,  посмотреть,
откалибровать,...и в эту /какую вам надо - Ред./ начать сдвигать.
  Это получается.  Если вы попробуете вспоминать какой-то случай из
жизни и изменить Субмодальности совсем другие,  чем в прошлый раз -
то будет другое ощущение.

  Но как  тренируется скажем,  развитие визуализации и смена Субмо-
дальности. Упражнения , которые я рассказывал - Упр."Айвазовского",
"спички", "муха",... Ну вообщем-то это все тренировка Субмодальнос-
тей. Яркость..четкость...
  Если вы умеете видеть четко, то уж нечетко вы сможете сделать. Т.
е. ограничитель-то вот с этой стороны ,  а не с той/со стороны уве-
личения четкости - Ред./.
  А вот слуховое внимание?
  Вот для развития слухового внимания существует упражнение,  кото-
рое известно достаточно давно..
  Называется оно либо "Селектор", либо "Избирательное внимание"...
  Как оно обычно делается?  Усаживаются несколько  человек,(естест-
венно нужно заниматься в группе)...каждый из сидящих берет книжку и
начинает ее вслух читать. С одинаковой громкостью.
  Я сижу  в  центре между ними и ставлю себе задачу:"Ага.Слушай те-
перь вот этого! А теперь слушай вот этого! А теперь слушай вот это-
го!"
  Что,получается?  У каждого свой спектр голоса, специальные харак-
теристики,..И я  его тембр подкручиваю на максимум,  а остальных на
минимум. Фактически я тренирую избирательное внимание, тренирую Ау-
диальные Субмодальности.
  Так же ,  как идет фильм с переводчиком,...сейчас мы больше такие
фильмы смотрим, хотя я считаю, что должны быть не переводчики голо-
совые, должны быть субтитры с текстом.  Тогда есть возможность изу-
чить язык.  Т.е., когда идет чисто английский текст, ничем не заме-
ненный, а внизу просто русские субтитры.
  Везде, во  всех  странах  именно  так  делается  перевод.  Дубляж
делается только так.  Внизу  субтитры...(есть  даже двойные,  трой-
ные..), а текст идет нормальный. Музыка идет нормальная. Все слышно
хорошо.
  Вот при  такой  ситуации  по западным фильмам можно было-бы учить
язык.  И в общем-то в Польше,  Чехословакии,  Финляндии так язык  и
учат.  Все  фильмы там через спутник идут ,  но накладывается такой
вот этот вот дубляж . Идет чистый фильм и внизу дубляж .
  Но вот  если  идет фильм с нашим дубляжом ,  когда вот те три или
четыре человека в Москве , которые переводят эти фильмы , к голосам
их настолько уже привыкли ,  что узнаешь : " Э, а это тот , который
вот те , те ,те фильмы ..!" Т.е.  он как будто уже автором является
этого фильма ...
  Так вот , если вдруг получается,  что звук самого перевода  очень
слабый, а  звук  из фильма достаточно громкий,...Что мы делаем?  Мы
эквалайзером ... Скажем, переводчик мужчина, а там голос женский. Я
высокие частоты убираю,  низкие повышаю,..  Я слышу мужской голос и
не слышу женского.
  Вот так это обычно делается. Я подбираю вот этот вот спектр, тог-
да я хорошо слышу перевод, и плохо слышно, что оттуда идет.
  Если я хочу поучить английский - я делаю наооборот.

                              - 188 -
  Так вот, то же самое может делать мозг , когда сидишь и  слушаешь
несколько человек,...Этих  я  убрал,  а этого поднял....  Вот этого
слушаю, теперь вот этого слушаю.
  В одиночку  это упражнение тоже делать просто.  Что там?  Радио ,
телевизор, магнитофон и т.д.,  с текстом включил, и тоже - сидишь и
избирательно внимаешь.
  Так. С Субмодальностями понятно!  Что это такое, как с ними рабо-
тать. Вкратце пройдем...Вообще это большой том. Но вот мы его так с
вами замечательно прошли.

                       ВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ.

  А вот теперь еще одно интересное явление,  которое  покажет  нас-
колько мы раньше были не  наблюдательными !  Вот  не замечали же вы
"ГСД". Они всегда существовали.  Вот сейчас вам кажется ,  что  все
это понятно и очевидно.
  Вот давайте посмотрим на еще одно явление,  которое раньше не за-
мечали.
  Так. Я задаю вопросы.  Вопросы совершенно однотипные.  Принцип вы
сейчас поймете...Посмотрите внимательно.
  Нужно представить себе одно и тоже событие в разные времена.  Со-
бытия , которые связаны между собой, эмоционально не окрашены пред-
положим ... Но которое я делаю каждый день , и всегда делаю , чтобы
проследить  его во времени.
  Какое обычно говорят? Ну, как ты чистишь зубы? - например...Или -
Как ты сидишь и ешь?  Вспомнить себя необходимо не в диссоциирован-
ном состоянии , а в ассоциированном ... , но вне  контекста.  Т.е.,
вспомнить себя вот в то время , в то время , в то время!
  Не комнату в которой я это делал, не зеркало перед которым я чис-
тил зубы... А себя в то время: - 2 года назад, 5 лет назад...и т.д.
Ну , чистить зубы подходит ? - Поехали...
- Как ты это сделал сегодня ?
- Как делал 2 недели назад ?
- Как ты это делал 3 года назад ?
- А 5 лет назад ?
- Как ты это будешь делать через неделю ?
- Через месяц ?
- Через год ?
- Через 5 лет ?
  Я еще раз напоминаю , что нужно вспоминать себя в ассоциированном
состоянии в  это время.
  (Прогоняет по этим вопросам троих..)
  Давайте  я сам попробую....
  (Прогоняет эти вопросы через себя)
  Вот то явление, которое вы сейчас видели называется
                     ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ .
  Но только мне бы не хотелось , чтобы вы ее понимали слишком упро-
щенно. В Л - это не только траектория,  по которой я организую вре-
мя,.. В каждой точке..это не только место, где я вспоминаю,...а это
целая матрица,  целый вектор субмодальностей, которые характеризуют
вспоминание того времени.
  Я не только вижу это изображение вот тут...Я вижу изображение вот
на таком удалении , вот  такого  размера , вот  такой  контрастнос-
ти,...вот такой цветности , вот такой яркости , вот такого ЦВЕТА...
  И вообще,здесь вот совершенно феноменальная идея, фантастическая,
гениальная идея родилась. А если цвет по Люшеру как-то зависит? Вот
это ДА! Представляете себе? Внутренняя визуализация оказывается мо-

                              - 189 -
жет быть окрашена в тот цвет , который по Люшеру , как раз характе-
ризует какое-то состояние ...
  Я даже автора могу показать этой идеи ...-Он скромно улыбается..
  Т.е., в каждом месте - это набор , это вектор Субмодальностей.  В
т.ч. и направление , как один из параметров.
  Наиболее часто встречающаяся ВЛ , ну ... по направлению во всяком
случае,(остальные параметры не знаю - у каждого свое) , это вот та-
кая... Как у меня. Может быть поэтому , мы и время рисуем вот так..
  Да. У левшей чаще всего наооборот.  Может быть по этому на Восто-
ке,..там так и пишут?  У них по другому организовано все внутри.  И
читают они  - сверху вниз , справа налево (Япония , Китай) . Почему
они так, а мы так ? Почему ? Почему так им удобнее читать ?
  Почему мы рисуем время вот таким-вот образом, а не таким ... ?
  И непонятно , что было первично - вот такая временная линия у лю-
дей, либо наоборот наша временная линия организуется потому, как мы
изучаем время на картинках и т.д...(как это все  визуализируется  в
учебниках).
  Но самое главное здесь , что это ведь как раз и есть принцип , по
которому наш мозг определяет -  в каком времени это было ?
  Так-же , как мы смотрим фильм :"... ой , какой он ... там полоски
идут , черточки , он черно-белый ... , немой - этот фильм дореволю-
ционный. Это было до 20-х годов , до 10-х ...
  Субмодальности такие ,  такие ,  такие ... такой набор Субмодаль-
ностей , характерен для фильмов 10-х годов .
  То же самое и во внутреннем образе . Такой набор субмодальностей
изображения , которое я сейчас вспомнил - характерен  для  5-летней
давности . Т.е., в  мозгу  как-будто есть такой компьютер , который
считает ,  что ...  чик, чик, чик , ... этот вектор ближе всего (по
всем принципам векторной или матричной алгебры) , ближе всего к та-
кому-то времени.  Т.е. определитель у него - такой-то . А этот век-
тор - вот такой-то .  Он по-ближе ,  у него больше яркость , но по-
меньше цветность или по-больше громкость , т.е. стереозвук ...- это
все вот этого времени.
  И тоже самое по времени в будущем . И возможно так мы и оцениваем
будущее , настоящее и прошлое , ...  и по времени где-то . Ведь там
же нет , как в видеокамере вот , счетчик : " 22 мая , 19-35 ".У нас
же нет этого всего внутри . Мы , как бы внутри себя оцениваем , что
это было давно , это было недавно, это было раньше , это было позже
...
  По прараметрам субмодальности мозг сам вычисляет , что по-ярче по
-ближе ,  по-громче . С течением времени , это все немножечко зати-
рается , так же , как магнитофонная пленка или пленка кино- . Набо-
ры субмодальностей меняются чуть-чуть туда ,  т.с-ть в ту стурону .
И это время от нас уже дальше ...
  Ну , ну я так думаю . Мне кажется это вполне объяснимо . Потому ,
что  иначе  как мы по времени могли ориентироваться ?  Ведь никаких
сигналов-то у нас нет .
  Я помню вот ,  вот мой день рождения . Хорошо помню . Так , а вот
то событие было когда ?  До или после ?  ...  Ага , - до !
  Как я  это сказал ?  - Да там ,  просто набор субмодальностей был
чуть ,чуть-чуть по-менее ярче или ,... ну как-то по другому . Может
быть наоборот . Может я еще там ...
  Так что временная линия - это не место ,  как это упрощенно пони-
мают многие НЛПисты ,  которые у нас в Новосибирске разговаривают о
временной линии : " Это вот , точка ...- ты вот туда смотришь ."
  Нет !  Это набор , это вектор всех параметров изображения , звука
и ощущений .

                              - 190 -
  Теперь ,  давайте  проанализируем .  Вот ,  феномен " Де Жа Вю ".
Каждый психолог знает этот феномен , сейчас еще фильм какой то про-
шел " Де Жа Вю ". " Уже виденное " - " Де Жа Вю ".
  Это вот то явление , с которым каждый из вас сталкивался .
  Идешь по улице :  " О !  А это ,- я уже видел !  О !  Да это же ,
точно , так оно и было ! "
  То самое явление , которое послужило отправной точкой , для веро-
вания в предсказания , ясновидение . Ведь , на самом деле , если бы
человек сначала все это записал ,  а потом бы действительно это все
увидел ,  ну , можно было , т. с-ть как-то действительно предсказы-
вать , что есть такое явление .
  Я не говорю ,  что его нет .  Я говорю , что есть физиологический
такой феномен ,  который у многих связывается с этим явлением .
  Может есть ясновидение , но тем не менее вот такие ... , вот то ,
что сейчас я рассказываю , вот этот вот факт " Де Жа ВЮ " - он чис-
то физеологический ,  т.е.,  здесь ничего такого  предсказательного
нет .
  Я вижу изображение , но сейчас так у меня сложилось в организме ,
такое вот  особое состояние ,  - либо усталость ,  либо заторможен-
ность , может съел что-нибудь ... я не знаю ,- что вот сигнал , ко-
торый приходит  на уровень подкорки ( сначала же он приходит туда ,
а потом доходит до сознания , т.е. сначала то он проходит через та-
лямус , а уж потом приходит на зрительные доли ), правда ? Зритель-
ный бугор - талямус .  Там есть у нас :  средний мозг ,  зрительные
холмы ...
  Информация пришла сначала в подсознание ,  а потом она отражается
вот здесь в зрительной доле .  Сознанием , я это все анализирую вот
здесь . Я  сознаю эту информацию , как дошедшую до меня ,  до моего
сознания только тут .  Но сигнал раньше пришел в подкорку .Сигнал в
подкорку  пришел и записался в память с параметрами (ну так получи-
лось у меня в организме - сейчас вот ,так у меня уж было в голове ,
вот так сложилось ) с параметрами ,  субмодальностями вот того вре-
мени .  Ну так же как в магнитофоне - головка  чуть-чуть  затерлась
или головка чуть-чуть запачкалась ,  грязь накопилась на ней и идет
плохая запись . То же самое на видео магнитофоне могло бы быть , т.
е. идет очень плохой ..., очень плохая головка , она затерлась там,
грязь попала ... , и на пленку пишется - как будто в тридцатые годы
записано .
  На уровне подсознания , где то там в гипокампе записалось,в дол-
говременную память записалось - как будто это было 5 дней назад . И
только после  этого  эта информация дошла до сознания .  Я вижу эту
картинку ,  но я точно знаю , что у меня сейчас в гипокампе там - 5
дней назад это уже есть . Есть ! Я точно знаю ! Я это видел !
  Делаю следующий шаг .  До того как я это увидел , действительно ,
уже записалось .  Я опять смотрю - и это есть !  И это я видел , и
это я видел , и это я видел .
  Предсказать это нельзя .Я только в каждый очередной момент  реку-
рентно осознаю ,  что это я уже видел .  И пока я это осознаю , - в
подсознание записалась новая информация .
  Вот это мое объяснение феномена " Де Жа Вю " . Т.е. так уж сложи-
лось в  организме  ,  что сейчас четкость записи именно вот такая .
Записалось в подкорке вот так ( ну там усталость ,  напряженность ,
какое то существо там , - я не знаю ...- токсин ). Записалось так .
Воспринимаю по другому и мне кажется , что я это уже видел ,- " уже
виденное ".  Вот я считаю ,  что это происходит так . Нигде я этому
описания не видел , но вот я его вам предлагаю для объяснения .
  Теперь второе интересное явление .  Явление , которое я называю "

                              - 191 -
зоной активного видения "или " зоной активного действия ".
  Давайте представим себе ,  что существует какой-то источник , ка-
кой-то яркости ,. а у меня вот тут вот , в настоящем состоянии есть
датчик - свето-диод . Ну ,- модель . Лампочка . Здесь - свето-диод .
  Если лампочка горит ярко -  то  свето-диод  срабатывает  на  этом
расстоянии . Если лампочка горит бледно - то свето-диод срабатывает
на этом расстоянии .
  А теперь ,  представим себе , что у меня есть несколько дел , ко-
торые мне нужно сделать в течении этой недели .
  На уровне логики я понимаю , что это мне нужно сделать - в первую
очередь ,это - во-вторую ,это - в третью .  Но позитивный результат
дела ,  которое нужно далать в последнюю очередь ( ну ,  по мотиви-
ровке моей ,внутренним по моим ,  подсознательным чисто т. с-ть мо-
ментам ) - оказывается более ярким . И хотя , я знаю , что это нуж-
но делать гораздо позже , чем вот это ,- этот образ (результата по-
зитивного ,  который меня к себе влечет ) , оказывается более ярким
и  вот этот свето-диод срабатывает на него .  Хотя здесь есть более
важное событие , которое нужно сделать раньше , но , оно продсозна-
тельно , мотивирующе оценено менее ярким , не таким нужным , не та-
ким интересным .
  Я срабатываю вот на тот свет ,  а нужно было сработать на этот  .
ЭТО  ПРЕРВОЕ .
  ВТОРОЕ . Вот , дело здесь есть . Нужно написать отчет . Результат
этого отчета я конечно вижу . Но я его почему-то не делаю . Сегодня
откладываю на завтра ,  завтра откладываю на послезавтра  ,  после-
завтра опять откладываю ,  откладываю ... , но , когда-то я всетаки
сажусь и его делаю .
  Дело придвигается . По субмодальностям становится все ярче и ярче
и ярче ... - наконец достигло такой яркости , что свето-диод срабо-
тал . Появилось АКТИВНОЕ  ДЕЙСТВИЕ .
  ЗОНА АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ это как раз та зона , в диапазоне которой
- дело с такой яркостью выполняется .  Т.е. для каждой яркости есть
отдельная зона .  Т.е.  это вот как бы Аора вокруг этого дела . Вот
зацепила она свето-диод - начинаю делать ,  не зацепила - делать не
начинаю .  Лежу  в постели ,  понимаю ,  что надо вставать ,  но не
встаю.  Какое-то время подошло ,  вот что-то сработало .  Почему  я
сейчас встаю , а пять минут назад не вставал ? -- Более яркие стали
картинки - как будет плохо ,  если я не встану .  Ну  ,  вот  .  Ну
по-моему все достаточно логично .
  Но теперь же сразу возникает ...  ,  вот той процедурой изменения
субмодальности , возникает и выход из этой ситуации .
  У меня появилось дело ,  которое нужно сделать обязательно  .  На
уровне логики я понимаю , что это нужно сделать , но есть более
далекое дело , которое кажется более ярким , более мотивирующим .
  А все очень просто . Как в селекторе . Измени субмодальности тех
образов ,  результатов этого события и увеличь яркость того дела  ,
которое по логике нужно сделать раньше . Ну если действительно, это
нужно сделать раньше . Ну есть приказ . Есть такое слово - надо .
  Обмани ,  вот так свою интуицию .  Интуиция , конечно она права .
Может быть действительно этого делать не нужно .  НО ,  есть  такое
слово  - надо .  Обмани тогда свою интуицию ,  которая будет мешать
выполнению твоего дела .Т.е. будешь постоянно отвлекаться на то . В
конце концов,то - уже сделаешь , а это - еще нет . И субмодальности
этого дела , вот результат этого дела , увеличь по максимуму яркос-
ти .
  Вот у меня многие друзья , которые все откладывают свои диссерта-
ции ,  - вот по такому приему оказались ... ну , людьми , которые с

                              - 192 -
увлечением  с завтрашнего дня ими занялись - своими диссертациями .
  У них были более мелкие дела, очень далекие,совершенно не нужные ,
но тем не менее они почему-то делали именно их . Каждый день он са-
дится - диссертация вот здесь ,  а вот здесь  телефон  по  которому
нужно позвонить знакомой , которой вообще звонить нужно через год .
Но вот результат этого звонка - он видится более ярким . И он вмес-
того , что бы писать диссертацию - звонит ей , потом отвлекается на
следующее , на следующее ...
  А мы делаем очень просто : мы эти субмодальности убераем , а эту-
субмодальность - результатов написания диссертации  ,  ощущения  от
этого - увеличиваем до предела . Зона активного действия расширяет-
ся , дело начинает выполняться .
  Так . Теперь давайте посмотрим . Вы уже заметили , т. е. вы виде-
ли три разные времененые линии .  Я не знаю , здесь была ли времен-
ная линия  или  нет  ,-  просто  не все правильно понимают задачу .
Здесь надо же еще адекватно оценить задачу .  Не так уж просто  все
это сделать .
  И заметьте , что если я рассказываю про 3 года назад или про 5 лет
вперед ,  то я при этом ,  даже так жестикулирую . Три года назад /
жестикуляция  в  левую  сторону  /,  пять лет вперед / жестикуляция
вправо / .  Я буду пальцем показывать туда , где у меня это время .
Я даже прищуриваюсь , глядя куда то , как если это далеко или близ-
ко ,  т. е. вот , зависит от того - близорукий я или дальнозоркий .
  Т.е. там , где в реальном мире это вот время находилось бы , если
расположить по временной линии , по дороге по такой расставить , то
я там бы все это и расставил .
  Ну ,  временные линии вообще , я видел , за свою работу с времен-
ными линиями ( уже года три ,  наверное ,  я с ними работаю ) видел
столько временных линий ...
  Вот я сейчас вам приведу пример . Временная линия вот такая :




                                                   [ 1.]



( Все рисунки и схемы временных линий  изображены  с  точки  зрения
наблюдателя - Ред. )

  Помните ,  я вам рассказывал про девочку Маню ,  которая окончила
Моссковский универститет , сейчас она на социологии , у которой эй-
детическая  память  прошлого  .  Все прошлое вот здесь в эйдетике /
слева / .  Здесь же еще срабатывает сопоставлиние с ГСД . Прошлое в
эйдетике  ,  она  его очень ярко видит ,  она все ярко вспоминает .
Настоящее вот здесь / прямо / - она это тоже хорошо видит .  Буду-
щее вот так /право верх / ,  вот здесь - она к нему не обращается ,
она очень не четко его видит .
  Это девочка , которая может позволить себе за два дня до экзамена
уехать куда-нибудь на черное море и , только там задуматься , что у
нее завтра экзамен .
  Поведение в будущем ,такой девочки ,  непредсказуемо  .  Она  не
знает , что будет делать послезавтра , потому , что она еще завтра-
то не видит .  Не ярко еще все это ,  а раз не ярко , значит и
эмоционально не переживается ,  еще не думается об этом даже ... Не
видит она этого , не надо ей это .

                              - 193 -
  Но зато хорошая эйдетическая память : - живет прошлым ;
                                        - ничего не знает о  буду-
                                          щем;

  Другая временная линия . Вот такая :




                                                      [2.]



  Человек с такой временной линией - у него очень плохая  память  .
Он не помнит , плохо помнит прошлое . Если помнит чисто логически ,
он его не видит .
 - Узнаете ? Да ? Кто-то себя узнал или знакомого .
  Он же аудиалист чисто .  Субодальности очень блеклые , вот даже в
неудобной позиции .
  Почему вот так голова идет /                                  / ?
  - Он туда смотрит /                                           / .
  Будущее вот там . Будущее в визуальной конструкции . Человек при-
думывает себе будущее и им живет .  Постоянно живет фантазиями ,ил-
люзиями . Он на них как-то надеется , они яркие перед ним конструи-
руются . Что придумал , то и видит ,- может и реализуется .
  Временная линия чем хороша ?  - Вот эта [1.] . Для тех,кто хорошо
помнит .  У кого ... Вот такую временную линию , вот такую [1.], мы
формируем у людей , у которых после хорошей , очень хорошей жизни ,
вдруг наступает ситуация совершенно страшного будущего . Скажем :
...  искусственная почка , но не больше , чем на год ... - Обречен-
ный человек . Но с яркими , хорошими жизненными переживаниями .
  Мы у  него  формируем [1.]. Это интересная технология - в течении
нескольких дней можно сформировать другую временную линию , дать на
выбор еще  одну .  Если подсознание для жизни человека выбирает те-
перь вот эту [1.], чтобы он меньше ... Все равно он к этому прийдет
. На самом деле он полгода помучается - у него такая [1.] сформиру-
ется . А можно сделать ее за два дня !
  Мы старую не отбираем .  Он многое может придумывать и так ,  как
по старой .  Мы формируем еще одну . И теперь он свои переживания ,
ну вот,  свои болезни из жизни ,- переживает вот так [1.].  И вы не
представляете ,  как мы этим ему помогаем .  Мы опять не отобрали у
него ни одной комнаты ,  где он живет - мы дали еще одну ,  где ему
бывает очень хорошо . И если ему там действительно хорошо , его ин-
туиция подсказывает , что жить нужно там .
  Т.е. опять экологичность. Мы даем еще одно,обучаем еще одной , но
не отбираем старой .  В таком случае у человека с хорошим прошлым ,
но обреченным  будущим мы формируем еще вот одну такую [1.] времен-
ную линию и он очень быстро на нее ,  как на новую колею перескаки-
вает . Ему так удобно . Он о завтра не думает .Он живет сегодняшним
днем , он живет приятными воспоминаниями .

ВОПРОС : А если время замедлить ?
 - Что ?
 - Внутреннее время замедлить ?
 - Ну ...  Ну , тоже феноменальная идея ! Я это все буду записывать .
Я это обязательно реализую к следующему разу .  Я все .., как я все
это ..., попытаюсь все это сделать .

                              - 194 -
 ... Т.е.  вот так [1.].

  А вот человек с такой временной линией [2.] ...
Вот такую временную линию стоило бы сделать человеку , у которого
очень плохое прошлое . Предложить тоже на выбор . Чтобы он все вре-
мя не жил этими воспоминаниями . Если  он их ярко видит . Вот такая
временная линия у человека с плохим прошлым . Вот такая - это ВСі !
Он остоянно живет там .  Он не думает о настоящем ,  он живет этими
переживаниями .
  Вот такая ВЛ - [2.]- для него это удобно . Он не видит их . Он их
 с трудом вспоминает .  Он их вспоминает логикой ,  а не образами .
Что да , это было , я помню это .
  Визуальное конструирование будущего ,  которое очень помогает ему
планировать ,   придумывать  что-то  ,  фантазировать,-  фантазиями
живет. Сам себе - писатель фантаст [2.].

  Такая временная линия -


                                         [3.] -  она очень обычна .








Вот такая : - хорошо видится прошлое , прошлое в эйдетике ;
            - будущее в конструировании : чуть выше - в визуальном
              конструировании , чуть ниже - в ауд. констр., логикой
              себе придумывает чего-нибудь ;
  Да , это в общем универсальная линия , довольно часто встречающя-
яся .  Здесь тоже :  прошлое там - либо в визуальном , в эйдетике ,
либо в аудиальной эйдетике - вспминает звуками .


  Но бывает временная линия наоборот , вот такая :





                                                [4.]





А ГСД те-же .  Человек с такаой ВЛ очень интересен . У него прошлое
конструируется , а будущее неизменно .
  Что такое - прошлое конструирует ?
  Он постоянно придумывает себе новое т. с-ть прошлое - он сам врет
и сам в это верит . И сам в это верит , абсолютно верит !
  А будущее вот на столько застолблено ,что он увидел там вот это ,
притом это даже будет , потому , что это у него ярко представляется
- как это будет . Но изменить он его уже не может - он не гибок аб-

                              - 195 -
солютно .  Вот поставил себе задачу - вот это сделать ,- уже ситуа-
ция давно изменилась , а он этот делать будет .
  Но , разные могут быть комбинации , в разные стороны может откло-
няться ,  разные субмодальности ...  Но тем не менее ...  - я грубо
называю типы .

  Я долго ходил и бродил среди ...  - ну ,  в этом городе я вырос -
поэтому иногда хожу по дворам своего детства ... и наблюдал за эти-
ми вот мужиками ,  которые у пивных ларьков все время стоят . У ко-
торых жизнь  интересно протекает :  главное сегодня сдать бутылки ,
что-бы завтра было на что купить ...
  И вы знаете , какая у них ВЛ ? А вот такая :





                                                 [5.1.]




  Он не помнит даже уже ,- что было позавчера . И не думает о том ,
что делать послезавтра .  Он видит только сегодня - сейчас надо вы-
пить , а потом сдать бутылки . Все !
  Чтобы спланировать выходной - нужно же его спланировать ,предста-
вить как , пофантазировать , как бы мне с семьей съездить отдохнуть
..., но для этого нужно вообще об этом задуматься .
  А чтобы изменить себя ,  нужно вообще говоря вспомнить все случаи
жизни , где я вообще оказался в плохой ситуации , где было плохо .А
он этого не помнит . У него ярко - только сегодняшний день , насто-
ящие  желания  - прямо сейчас .  А если они еще вот здесь /он еще и
кинестетик /,  вот такая :





                                                   [5.2.]



- все , то , что он телом чувствует , то он и будет делать . Прав-
да интересно ?
  ИЗ ЗАЛА : - Как защита ?
 - Да , да , да , вот такая , вот такая защита .
  Дальше . Что еще здесь характерно . Вот в Москве , когда я с пси-
хологами проводил занятие ,  под конец ,  одна из женщин ,  которая
там сидела / кандидат наук / ... Она сидит , глаза замерли , она аж
вот , как замороженная ...
  Я говорю : " Что такое ? "
  У нее слеза потекла ,  она говорит :  " Ты знаешь , если бы я это
знала хотя бы несколько лет назад ... - я бы стольким людям помогла
... Я  столько лет работаю с обреченными больными ...  Вот если б я
это знала ...- конечно делала бы совершенно по другому .  Но сейчас
то я  совершенно  ничего  не  могу изменить ! - Их уже, большинства
просто нет ."

                              - 196 -
  У людей ,  обреченных больных ,  которые имеют всю жизнь какие-то
вот нарушения здоровья , которые всю жизнь чувствуют какой-то комп-
лекс ,  которые всю жизнь унижались перед там ...  где-то ,чем-то ,
как-то ... И у которых нет будущего , потому , что и сейчас он "си-
дит" на  искусственной почке ,  и ему "сидеть" не больше полгода ,-
вот ему и нужно формировать вот такую ВЛ [5.1.] !
... жить сегодняшним днем . Принесли тебе фрукты - радуйся . Не ду-
май о том , что будет завтра , потому , что ты все равно обречен .
ВОПРОС : Как все-таки сформировать новую временную линию ?
- А вот это я буду рассказывать только психологам  профессионалам .
Т.е. понятно - на "втором уровне" мы это проходим .
ВОПРОС :  А скажите пожалуйста ,  вот каждый человек ,  так сказать
ну, в своем сознании смотрет на свою линию со стороны , по отноше-
нию к ней поворачиваться ... Встречались вы с такими фактами ?
  - Ой ,нет ... я , я об этом не думал ...
ВОПРОС : Т.е. еще такое : если человек кинестетик , то у него долж-
на быть плохая память ?
  -Нет . Поисковая ,репрезентативная и референтная системы ни како-
го отношения  к  временной линии не имеют !  Не случайно мы просили
человека вспомнить одно и то же событие .  Т.е.  по одной и той  же
стратегии он прокрутил много времен . Фактически, мы отследили тра-
екторию дороги по машине в темноте .  А другая машина  пройдет  вот
так . А третья вот так . Но в общем стратегия дороги будет вот та-
кая .  По-этому это тут совершенно ...  Точно так же ,  как таблица
ГСД и ВЛ могут быть совершенно в разном соотношении . Интересно ?!

  Что влияет на формирование ВЛ ?  Вот я долго думал об этом .  Вот
уже три года об этом думаю .  А потом вспомнил , как же у меня фор-
мировалось вот это и вот это : туда - далеко и сюда вот - далеко .
Если очень часто , ну чисто социально , попадаешь в ситуацию , ког-
да нужно подумать о своем прошлом ,  почитать исторические книжки .
Т.е. исторически , социо-культурно развиться по поводу прошлого . -
Это формирует необходимость взглядов туда , визуализаций , увеличе-
ния субмодальностей , видения там .  [4.]
Т.е. постоянная  потребность повышать субмодальности этих образов -
расширяет ВЛ здесь . А потребность помыслить , пофантазировать , по
... вот фантазии как удалить , да ? - Постоянно требует что-то уви-
деть из будущего ,  там что-то сконструировать ,  для этого почетче
увидеть ,  сформировать ... Т.е. расширить диапазон регуляторов . И
тогда расширяется линия сюда .  Здесь - думание о прошлом , здесь -
думание о будущем . Фактически культура развития , социо-культурные
условия развития человека и формируют богатство ВЛ . Правда ?
  Это не от рождения .  Это вот ... воситание , это развитие . Сво-
бода думания о том , и о том , и о будущем , и о настоящем .
  Помните ,  про нашу страну говорят , что : " Капитализм - это об-
щество с непредсказуемым будущим ,  а социализм - общество  с  неп-
редсказуемым прошлым . "
  Но что бы вот так не было - свобода думания о будущем и о прошлом
формирует богатую ВЛ . Мне кажется , это только так . Убогое разви-
тие ,  убогая культура - не формируют вот такого видения прошлого и
настоящего . Нет необходимости "поворачивать" ручкой - развивать .

ВОПРОС : Чтобы , допустим, упражнениями развить свое прошлое . Мож-
но придумать там ... допустим , вспоминать прошлые дни , события за
событием . А как вот будущее ?
- Фантазировать .  Я вам рассказывал ,  как группа вот этих вот ме-
неджеров ,  т. с-ть бизнесменов удивлялась не тому , что я запомнил

                              - 197 -
там 200 или 300 слов ,  - они удивились тому , что я вот так вот их
связал ! Вы понимаете ? Просто - ну , имей выбор . Думай , фантази-
руй , придумывай себе будущее ...
  У нас у ГРИНДЕРА даже было упражнение :  Нужно было 2 часа фантази-
ровать о своем будущем ! Вообще , оно очень пригодилось .

ВОПРОС : Отличается программирование от  фантазирования ?
 - Сейчас , сейчас об этом будем говорить .

ВОПРОС : Алекс , вот ты показывал - у него была ВЛ вот такая :
  - Да .
  - Это потому ,  что у него именно такая была ситуация ,  что надо
было вспомнить ощущения ...
  -Нет ,  так сложилось ... нет , нет , нет . - Мы одну и ту же си-
туацию вспоминаем ,  специально .  Нет - такая ВЛ .  Я сейчас о ней
тоже расскажу .

  Это очень интересная ВЛ . Сейчас вот такую ВЛ :









    [6.]                 [6.1.]        [6.2.]        [6.3.]

  Вот такую ,  на западе ,  формируют у людей ,  которые занимаются
социальным  проектированием ,- МЕНЕДЖЕМЕНТОМ ,- руководителя .  Чем
она выгодна ?
  Если такую  ВЛ  используешь в области своей профессиональной дея-
тельности ,  - их тоже может быть несколько ,  так же как стратегий
мышления ,- если используешь такую ВЛ , оказывается : настоящее
                        /показывает перед собой /             __                           ___
состояние , представляется картинкой - слайдом , вот таким : |__| ,
будущее - дальше / показ. выше , пер. собой / , слайдом вот таким :
                                _____
                               |     |
                               |_____|
Я постоянно вижу настоящее и будущее одновременно и вижу  разницу .
Это и есть социальное проектирование .
  Вот на Чкаловском заводе , девочка у которой очень хорошо получа-
лось вообще руководить , планировать , продумывать ... Мы посмотре-
ли , а у нее вот такая ВЛ и была . И эта девочка , когда мы ее пос-
тавили    на    стажировку    ,   сейчас   становится   начальником
планово-экономического отдела , завода , имени Чкалова . Представь-
те - девочке - 27 лет !  Она умеет это делать . У нее это очень хо-
рошо получается .
  Тут разные субмодальности . А почему еще так ?
 - Прошлое менее ярко видно ,  но больше в ощущениях ,  т.е. больше
будешь переживать  что-то все-таки , не просто видеть какие-то свои
т. с-ть прошлые события ,  а еще немножечко их переживать .  Но  не
всегда их видно . А будущее вот там-то . Может быть вот так .
  Теперь у кого-нибудь из вас обязательно  возникла  мысль  ...  Вы
знаете , я долго думал : а вот в чем система различных подготовок ,

                              - 198 -
вот там ... различных "школ менеджеров" ?
  Я знаю ,  что у меня на тренинге , был мой хороший друг , ведущий
специалист ,  ведущий консультант системы ТАЙМЕНЕДЖЕРА в  Советском
Союзе . Мы с ним ведем совместный курс : " ТАЙМЕНЕДЖЕР и НЛП ".
 Сейчас у меня много совместных курсов .Один совместный курс с Вла-
димиром ТАРАСОВЫМ - директором Таллиннской "школы менеджеров", вто-
рой совместный курс вот с системой ТАЙМЕНЕДЖЕР -  МЕНЕДЖЕР-СЕРВИС ,
по  развитию внутренней временной самоорганизации менеджера-руково-
дителя .
  И вот ведущий специалист , главный консультант Тайменеджера в Со-
ветском Союзе ,это у него такая должность ,  он новосибирец .  Мы с
ним дружим  давно  ,  он уже пять раз был у меня на курсе ...  И мы
сейчас подготовили ... это называется система Тайменеджера . Своими
блокнотиками ,  записными  книжечками  и  своей философией , "деле-
нием слона на части",  организует именно вот такую ВЛ . И все , кто
подготовку в  системе Тайменеджера эффективно прошли в течении года
, формируют именно такую ВЛ .  Но ,  оказывается , что эту ВЛ можно
сформировать и не за полгода , а за неделю ! И без всякмх блокноти-
ков .
  Самое сложное в системе Тайменеджера это не купить эти блокноты ,
хотя они стоят 400 $ , этот комплект . Даже внутри страны они стоят
400 $ , у нас . ... А , научиться пользоваться .
  Так вот купить ,  это все пройти , 2-х дневный курс , это всего 2
дня .Получить бумажки это 2 дня . Начальник приезжает , открывает ,
два дня на эти вот все блокноты ,  записные книжки  ,  календари  и
т.д. ... А потом человек год учится это все осваивать !
  Он не умеет еще так планировать ,  не умеет вот так слона  предс-
тавлять там ,  и по частям выделять - этот здесь ,  это здесь , ...
вот так вот . - А когда мы работаем вместе - мы это делаем за неде-
лю ! Потому , что я , помогаю сделать эту временную линию ,- есть у
меня технология ,  как эту ВЛ сделать раньше ,-  а  потом  блокноты
фактически только помогают человеку упрочить эту ВЛ .  Так удобно .
Вот и все .
  И он  действительно  видит настоящее и видит будущее .  Настоящее
состояние , желаемое состояние , постоянно видит разницу . Эту раз-
ницу делит на дни - " слона " делит на мелкие части - и каждый день
видит ,  что сегодня нужно сделать вот это , завтра вот это . А так
делается просто .  Там " слон " не досягаем , а здесь слон - вот .
Нужно съесть от него только вот такой кусочек хобота .
Так же как ,  помните ,  в книге рекордов ГИНЕССА есть запись , что
человек съел велосипед ...
- Он не целиком его съел . Он просто распиливал его на кусочки , не
заметные железячки , и их съедал ...
  ... вот это Тайменеджер ...  Так же как , кто видел учебники Тай-
менеджера ,- там есть картинка - как нужно представлять себе прош-
лое , настоящее и будущее . ...настоящее ,... будущее .
Обидно ,  что в системе Тайменеджера специалистов по НЛП еще нет  ,
но они ,  видите - додумались . Работает !  Вот теперь открыли . А
вместе получается очень эффективно .
  Т.е. мы теперь даже если разовьем этот курс ,  мы даже может быть
"переплюнем" всю саму систему Тайменеджер ,  потому , что - советс-
кое МЕНЕДЖЕР-СЕРВИС . Потому , что они это делают за год , а мы уже
за неделю . Т.е. научить , самое сложное - научить . Что бы человек
пользовался , а не просто имел .
  Так . Дальше . Вот я хочу рассказать вам , как примерно ведет се-
бя человек с разными временными линиями .  Ну , многие из вас себя
уже узнали ,  примерно прикинули , как он умеет планировать время ,

                              - 199 -
как он вспоминает прошлое , и прикинул даже , как у него ВЛ органи-
зована .  Тем более , когда вы жестами показываете - где ,. когда у
вас что ,- это уже понятно .  " Я помню ,  я был , я же был там два
года назад ..." - Вот они 2 года - это вот тут .
  Для вас  ,  теперь это может пригодиться .  По тому куда человек
показывает ,  вспоминая что-то , можно определить время , когда это
было .  И по яркости этого образа , сопоставлению с другими картин-
ками ...
  - Слушай , а ты на дне рождения был ... ты промнишь вот это ...?
  - Да помню ...                            /глаза "идут" по
  - А ты вот туда-то приходил до этого ...?     В Л  ...    /
  - Нет , после ... Да , после ...
 Нет ! Он был ДО ! Если вы до этого протестировали ВЛ , как вот та-
кую : , то дальше про времени там ... он может вспомнить более ран-
ние события .  Тем более , если он здесь ... ну еще есть другие по-
казатели  ,  ведь  он  ,  если  он  дальше   прищуривается   ,здесь
действительно больше прищурился - все , значит он видит это дальше,
другим набором субмодальностей . Там .
  Можно это прикинуть ...  насколько ...  Иногда , когда у человека
действительно вот такая ВЛ ,  я могу с точностью до недели сказать,
что :  " Ты вспоминаешь вот такой-то срок ... ?",- " Да , точно ! А
откуда ты знаешь ?  Я действительно вспоминал ,  как 2 года назад ,
отдыхал на Черном море ... "
  Ну ,  там грубо , здесь-то вообще уже "грубятина" получается , Вы
понимаете .  Здесь 50 лет , Здесь 40 , Здесь20 , Здесь 10 , а потом
пошло уже т.с-ть поближе - логарифмическая шкала .
  Вот поведение  человека  ,  скажем  - ВЛ ,человека с малоразвитой
культурой [5.1.] :
    ... Африка .  Прекрасный город , современный . Подъезжает авто-
мобиль с богатым человеком . К автомобилю подбегает несколько афри-
канцев и говорят :
  - Мы хотели бы отнести ваш чемодан ,  что бы получить деньги .  -
Ну , подрабатывают .
  - Хорошо , вот эти чемоданы возьмите , мне нужно вот туда-то
идти .
  - А сколько Вы нам заплатите ?  " Сколько Вы мне заплатите  " -
говорит негр и берет чемодан .
  - Я заплачу тебе 2 $ .
  - Хорошо  сэр .  - Он идет с этими чемоданами и думает :  " Так .
Вот пирожок стоит 50 центов .  Ну ,  вот я съем ...  2 пирожка ,  -
больше я не съем .  Мне нужен доллар . " Он доходит до половины до-
роги и говорит :
  - Сэр , вы видите , я половину дороги прошел ?
  - Прошел .
  - Вообще-то доллар я заработал ?
  - Заработал .
  - Сэр , Вы можете мне дать доллар ?!
  Он получает доллар и уходит .  Он не думает о том ,  что завтра -
можно будет не искать этого человека , а доллар иметь в кармане .
Найти человека , которому нужно донести чемодан - гораздо труднее ,
чем донести дальше . Но он об этом не думает .
  Второй пример .  ... Вот она - низкая культура , не продуманность
будущего , не продуманность прошлого .
  К стати ,  религия может быть она развивалась , раз временные ли-
нии очень богаты .  А когда религии не стало ...- может нечем заме-
нить свою фантастику , будущее , книг по истории прошлого . А здесь
т. с-ть все .

                              - 200 -
  Второй случай .  Индия . Очень много бродячих людей там в Индии ,
вы знаете , что там очень много людей на улицах сидит . Вот один из
таких людей идет в лес ,  собирает съедобную травку какую-нибудь  .
Набирает столько , сколько ему нужно продать , чтобы купить себе на
еду на сегодня .  Набирает он пучок этой травки , садится на базаре
, на улице .  Сидит и продает этот пучок .  Продал пучок , купил на
эти деньги еду ,  наелся , пошел в лес , лег спать . Завтра он сде-
лает то же самое . На завтра он продавать ее не будет !
  Если он просидел и у него не купили эту траву ,- он ее сам съел и
пошел спать . - Ничего не теряет !
  Ну , что еще по ВЛ хотелось бы добавить .
  Временные линии  ,  место  субмодальностей ,  можно определять не
только по глазам . Вот смотрите еще как :
  сидит человек , у него вот такая ВЛ - [6.] - вот такая .
Если он ...,  если он ..., - и то не любая ! - ... если он близору-
кий ,  когда он будет прищуриваться ? - Когда смотрит в даль . Зна-
чит ЭТО дальше .  Когда он будет ...  т.е. не будет прищуриваться -
когда ближе .
  Дальше . Если ... т.е. вспоминаем ... борьбу Айкидо ... ????
  При нормальном зрении , что это значит ? - Близко !
Информация приближается ...  Вот если ,  вот он - ... вдох . А если
удаляется - ... на выдохе . Тянется на выдохе . Положение тела : он
тянется телом разглядеть - что там дальше  ?  Если  приближается  -
..ап..- отталкивается головой . Т.е. даже положение тела его оттал-
кивается назад . Он вспоминает более близкую картинку .
  Дальше . Далеко ^. Близко _ . - Голос ( тембр, высота голоса ).

ВОПРОС : По зрачкам можно определить ?
- По зрачкам - только яркость . Видит ярко - сжаты зрачки . Близко,
тускло , бледно , темно - расширяются . Вот они невербальные кана-
лы ,  которые мы с вами проходили .  Как стройно все складывается !
Правда ?
  Так , вопросы ?

ВОПРОС :  Формирование ВЛ - методика - до таких пор ?
  - Да .  Она требует освоения всего - то , что освоено сейчас . От
ресурса до смены стратегий . Только , когда человек все это освоил,
тогда он переходит к этим вещам . Там нужно все знать .
ВОПРОС : А можно ли сжимать ВЛ ?
- Да .  Сжимать ,  расширять - да .  Значит здесь вот , я вспоминаю
случай в Бердянске . Подходит человек и говорит :
- Вы знаете , я 2 года назад так изменился . У меня были там потря-
сения жизненные .  И они меня так изменили ... Я был таким жизнера-
достным , у меня было все так хорошо , а тут вот , что-то такое ...
как оборвалось . Прихожу как-то на работу - сижу и работаю . Прихо-
жу домой , включаю телевизор - и смотрю телевизор ! И так уже 2 го-
да . Ничего не интересует , скучно ...
  Начал крутиться с ним , смотреть - ничего не понимаю . Потом дош-
ло - Временная линия !
  - Вспомни , неделю назад .
  - Помню .
  - Две недели назад ?
  - Не вижу !
  - Посмотри вперед . Две недели вперед ?
  - Не вижу.
  - Неделю вперед ?
  - Не вижу .

                              - 201 -
  - Три дня вперед ?
  - Вижу , но тускло ...
  Вот те  жизненные потрясения ,  они уже у него и так сформировали
вот такую ВЛ . Но ,что-то случилось ,что вот так -"чик" : тогда бы-
ло что-то  очень плохо в прошлом ,  что-что очень плохо в будущем -
организм " защитился . Так же , как все равно у обреченного больно-
го такая ВЛ формируется !
  Вот этими вот пословицами ,  поговорками из нашей  культуры  :  "
Двум смертям не бывать , одной не миновать " - говорит себе человек
обреченный и , т. с-ть , спокойно ...
  Так вот  это все равно формируется ,  но ,  вот - грамотно ,  это
можно ведь сделать гораздо  быстрее  .  Зачем  ждать  пока  человек
стрессом  "дойдет  до такой ВЛ !  Можно ему помочь - дать ему такой
выбор .  Может без стресса у него переключится .  Не надо  ждать  ,
когда он столкнется .Присоединиться и увести его в другую сторону -
может траур будет легче .
  Так вот ,  мы с ним работали наверное часа 4 . Сделали ему другую
ВЛ, - не другую ,- ...  я ему " расширил ": " ... Два года ..." , "
... Год ..." . Ну пока так . Ну , сразу не возможно ...
  На следующий день он ко мне подошел ( раньше ходил совершенно бе-
зинтересный ) ,  подошел и говорит : " Слушай , вот как ты считаешь
, если я на следующий год съезжу с семьей вот туда-то ... ? "
  Он начинает думать , задумываться , фантазировать о будущем своей
семьи через год . - Все ! Включилось !

ВОПРОС :  Ну почему же , Вы , все-таки не даете нам формирование ВЛ
,  Ведь мы уже многое знаем ?! - Нет , ну тут так же , как в Айкидо
- есть приемы , которые можно дать лишь тогда , когда человек осво-
ил 10 нужных для этого .  И проще его вообще не показать ,чем пока-
зать мельком там где-то , т.с-ть урывками . Он увидит как это дела-
ется ,  начнет это все имитировать. Лучше я вообще ничего не покажу
ему сейчас .  В принципе не покажу ему ,  какой он .  Даже какой он
формы . И сразу скажу , что есть возможность . Вы это вот освоите -
перейдем к следующему .  До этого - все равно не получится .  Чтобы
играть на фортепиано - нужно освоить сначала аккорды , потому , что
тогда - не сможешь аккомпанировать .
  Так . Следующее . Теперь давайте " прикинем " - а что такое МОТИ-
ВАЦИЯ ?
  Вот для меня ... , я не буду давать научных определений . Я , для
себя " прикидываю " так - МОТИВАЦИЯ - это то ,  что идет вот от ту-
да, от образов - от аналогов , и вопреки моей воле , все равно зас-
тавляет меня что-то делать .
  Я стою на остановке . Сейчас "подойдет" теплый автобус . Я знаю ,
что он  подойдет  через 5 минут .  Ладно ,  я дал себе команду - "я
сейчас буду стоять , и не в коем случае туда не взгляну . Буду сто-
ять здесь и читать книгу .  Что я здесь хожу ,  т.  с-ть , гляжу на
дорогу ... "
  Только я начинаю читать книгу , чуть-чуть отвлекся - чш-ш-ш-..- к
началу остановки , вышел на дорогу , опять выглядываю . - Вот ЭТО и
есть МОТИВАЦИЯ . Ну , я так сам для себя это объясняю .
  А как сделать так , что бы уметь формировать мотивацию искуствен-
но , специально ? У себя .
  Вот сейчас я вам модель нарисую ,  я не знаю , как она вам понра-
вится .  Она точно укладывается в различные теории эмоций , мотива-
ций и т.д. , и вот мне она нравится . Я давно ее уже использую .
  Посмотрите . Если я в будущем , в ассоциированном состоянии ...
Сначала в диссоциированном состоянии ,увидел себя там в  будущем  ,

                              - 202 -
вошел в это ассоциированное состояние , увидел , как хорошо будет ,
когда я буду вот здесь - это иметь ,  этим владеть или  этим  обла-
дать ,- получил какое-то ощущение ,  эмоциональный какой-то заряд =
5 единиц .  Когда я после этой фантазии , в ассоциированном состоя-
нии - в ассоциированном обязательно , потому , что тогда только его
оценишь - вернулся обратно и здесь в  ассоциированном  состоянии  я
исмпытываю ощущение  эмоциональное = 0 единиц ,- появляется мотива-
ция достижения вот ЭТОГО равная разности 5 единиц .
  При том  ,  если  вероятность достижения этого события мала ( еще
корректируется на вероятность , т.е., малая вероятность увеличивает
мотивацию ) .
  Если я вспоминаю какое-то событие из прошлого ,  там такая же си-
туация :  там так хорошо ,- мне сейчас вот так .  Разница между тем
хорошо в ассоциированном состоянии и тем ,  что сейчас - это и есть
мотивация достижения опять этого состояния .
  Но вот ,  я что-то делаю и достигаю этого состояния ,  попадаю  в
это ощущение и ощущение всего = 3 единицы .
  Вот разница между тем , как я раньше фантазировал это состояние в
ассоциированном и тем ,  чтот я сейчас в нем же , в ассоциированном
чувствую - это эмоции . Эмоций здесь будет - минус три единицы . Не
смотря на то ,  что я выиграл мотоцикл , ... собирался выиграть ав-
томобиль . Я разочарован .
  Вы , шли на кино . Вам перехвалили фильм . Выходите - прлюетесь ,
хотя фильм-то хороший .  Если вам бы сказали про него  плохо  ,  вы
вышли может быть в хорошем настроении .
  Эмоция равна разности между тем ,  что раньше , в ассоциированном
состоянии чувствовал по поводу этого события и тем , что сейчас ис-
пытал .  Вот она эта разница ,  это и всего-то .  Либо минус , либо
плюс .  Хотел  получить четверку - получил пять ,- радость .  Хотел
получить четыре - получил четыре ,- ноль эмоций  .  Получил  три  -
расстроился .
  Причем очень сильно это зависит от вероятности достижения  . Дело
в том , что подтверждение прогноза , это не значит - эмоция . Прог-
ноз мог быть в диссоциированном состоянии .
В диссоциированном - ничего не чувствовал , тогда эмоция будет = 4.
  Но если я предситавил , предвкусил - как будет хорошо  ,  если  я
выйду с четверкой и получил ту самую четверку - эмоция будет ноль .
  Я специально и говорил ,  что в ассоциированном  состоянии  нужно
себя там представить .  Если в дис.  ,  то там ничего не ожидал , -
достиг четырех - 4 ед.  эмоции .  Но здесь вероятность еще влияет ,
потому , что ... ,  здесь с коэффициентом вероятности нужно еще де-
лать , ... чем меньше вероятность достижения , тем больше эмоций .
  Очень много людей "попадали" т. с-ть , когда узнали , что они вы-
играли автомобиль ...  Вероятность настолько  низка  ,  что  -  ...
вж-жить^ - эмоции в верх ...
  Здесь можно сделать всяких погрешностей ,  т.е. так же разных до-
бавок , дополнительных коэффициентов ... , но тем не менее , я себе
это представляю так . Мне это очень помогает .
  Что сделать нужно , что бы мне захотелось что-то выполнять ?
  - Пострроить ассоциированный образ , пофантазировать его в диссо-
циации , войти в него , оценить - как там мне будет хорошо ,- и те-
перь меня всегда будет туда тянуть . И я буду логикой объяснять как
угодно . Могу себе говорить совершенно другие команды ,- меня будет
туда тянуть ,  как в теплый автобус .  Я предвкусил , как там будет
тепло .  Все  !  Меня  тянет  настолько ,  насколько там теплее чем
здесь .
  Остальные коэффициенты  добавляются ,  каждый в меру т.с-ть своей

                              - 203 -
образованности .  Там кучу можно ввести добавочных коэффициентов  ,
но в принципе я считаю ,  что так вот оно и есть .  Но не навязываю
никому . И в " НОВОМ  Я " мы это использовали .

  А теперь ,  я вам собирался рассказать два принципа ,  по которым
работают гении . Вот теперь второй признак гениальности .
  Оказывается ,  все гениальные люди умеют вот такое . Послушайте ,
как это  все красиво .  Не пронятно :  то-ли они гениальны потому ,
что они этого достигли - умеют так делать , то-ли наоборот , обрат-
ная связь между этими вещами . Т.е. научились , стали гениальными ,
то-ли наоборот стали гениальными и таким  образом  научились  .  Не
знаю .
  Он из настоящего состояния - сейчас , фантазирует в диссоциации о
своем будущем .  Скажем : через 2 года я хотел бы вот то-то , то-то
, то-то ...
  Когда пофантазировал все со стороны ,  представляет себя уже этим
самым в ассоциированном .
  Переживает себя в этом будущем и живет в нем , как в настоящем .
  Сдвигается по временной линии , т.е. он придвигает к себе это бу-
дущее ,  к  себе ,  в ассоциированном состоянии находится здесь.  И
после того ,  как он пережил ,  как здесь хорошо в  ассоциированном
сост.  , он смотрит туда - на свое прошлое ( настоящее , но которое
теперь является прошлым - 2 года назад ) и отсюда из  ассоциирован-
ного туда смотрит как на диссоциированное .  И отмечает : - вот это
я делал зря .  Это я делаю правильно .  Это способствует . Это пре-
пятствует .  И когда он на уровне логики все это увидел , - возвра-
щается обратно и это для него программа для адрефреминга "НОВЫЙ Я".
  Делает это он постоянно .  Совершенно интуитивно , постоянно про-
ходит эту процедуру вот по такой технологии . Ведь сейчас , глядя ,
скажем на два года назад ,  посмотрев на себя в диссоциации ,  - вы
же можете сказать : что вы делали зря , с кем познакомились зря , к
чему зря пошли ...  ,  а вот это не доделал зря ,  с чем нужно было
упорно позаниматься ...
  Сейчас-то можно сказать о прошлом в диссоциации .
  Так вот - гениальные люди ,  оказывается ,  умеют делать это  вот
так : конструировать из будущего ...
  Техника называется :  " ТЕХНИКА ВЗГЛЯДА ИЗ БУДУЩЕГО ".  Вот я  ее
так называю . Фактически в " новом Я " мы все это использовали .
  И с одной стороны : он от туда лучше видит ,- что нужно ( со сто-
роны-то лучше видно - что человек делает правильно или не правильно
) , тем более оттуда из будущего , когда он уже этого достиг .
  И во-вторых он себе мотивирует ,  что он этого достигнет . У него
появляется мотивация ,  которая будет его туда стремить все время .
Это вот  качество  способствует  гениям в их развитии .  Главное ,
чтобы не препятствовало .
  Ну , каждый из вас может стать гением и без этого !Вы понимаете .
  Так . Эту технику прошли тоже .
  Все , теперь упражнения по сегодняшнему дню .Вот по этому занятию
шестому:
УПРАЖНЕНИЕ 6.1. ПФТ-5 с минусом модальностей , - понятно . " Покру-
тить " субмодальности , посмотреть как их меняют ощущения , отноше-
ние к этой картинке .
УПРАЖНЕНИЕ 6.2.  Избирательное внимание или "селектор",  тренировка
аудиальной субмодальности .  Так же как есть "селектор" по визуаль-
ной ,  на этих фигурах вот ,  - тренироваться видеть то контур , то
... - тоже избирательное внимание .
УПРАЖНЕНИЕ 6.3.  Карта  временных линий .  - По поспрашивать своего

                              - 204 -
партнера ,  по одному событию .  Вспоминать себя в  ассоциированном
состоянии вот в этих ситуациях . Одно и то же событие прокрутить по
времени и посмотреть ,  как это двигается .  А  сам  человек  пусть
"прикинет" какие там еще субмодальности .  Выяснить не только место
, но и параметры изображения , звука и т.д. ;
УПРАЖНЕНИЕ 6.4. " ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО " .

Свободное собрание Общества Естественного Обозрения Мира, Web мастер: Валиев Д. М.
Hosted by uCoz