По причинам, которые были только что изложены, ни один из моих пациентов
не соорудил себе портативного аналоя и не отправился денно и нощно проповедовать
о своем опыте. Никто не порывался обратить других или пытаться всех убедить
в реальности того, что им довелось пережить. На самом деле, как я убедился,
трудность состоит совершенно в обратном: люди обычно очень сдержанны в
рассказах о том, что с ними произошло.
Пережитый опыт оказал на их жизнь очень тонкое, умиротворяющее воздействие.
Многие говорили мне, что после того, что произошло, они чувствуют, что
их жизнь стала глубже и содержательнее, т. к. благодаря этому опыту они
стали гораздо больше интересоваться конечными философскими вопросами.
"До этого времени, - это было до того, как я окончил колледж, - я
рос в очень маленьком городке. Люди в нем не отличались широким кругозором,
и я был таким же как и они. Я был типичным школьником.
Но после того, как это случилось со мной, я захотел знать больше, чем
я знал. Хотя в то время я не думал, что есть еще кто-нибудь, кто знает
что-либо об этом, т. к. я никогда не выходил за пределы того маленького
мирка, в котором жил. Я ничего не знал ни о физиологии, ни о чем-либо
другом в этом роде. Все, что я знал, - было ощущение, что я как будто
повзрослел в эту ночь после того, как это случилось, потому что это открыло
для меня целый новый мир, о существовании которого я даже не подозревал.
Я думал: "Как много такого, что мне следовало бы узнать". Другими
словами, - есть что-то большее в жизни, чем футбол и танцы в пятницу вечером.
И для меня очень важным стало значить то, о чем я раньше даже не знал.
Я стал думать: "Где граница для человека и для его сознания?"
Происшедшее со мной открыло мне целый новый мир".
Другое свидетельство:
"С того момента, как это случилось, я всегда думаю о том, что я делал
с моей жизнью, и что должен буду с ней делать. Моя прошлая жизнь - я был
удовлетворен ею. Я не думал, что миру что-либо нужно от меня, т. к. я
в самом деле делал то, что мне хотелось и так, как мне хотелось; и я еще
живу и могу делать что-то еще. Но после того, как я умирал, все вдруг
переменилось, сразу после этого опыта. Я стал задумываться, -когда я совершил
те или иные поступки, совершал ли. я их потому, что они были хороши, или
только потому, что они были хороши для меня? Раньше я реагировал на что-либо
просто импульсивно, теперь же я вначале обдумываю то, с чем мне приходится
встречаться, хорошенько и не спеша. Мне кажется, что все должно проходить
через сознание и перевариваться в нем.
Я стараюсь делать вещи по возможности существенные и те, после которых
мое сознание и моя душа чувствуют себя лучше. Я стараюсь избегать предубежденности
и не осуждать людей. Я стараюсь совершить поступки, которые хороши сами
по себе, а не только полезны лично для меня. И мне кажется, что я теперь
стал гораздо лучше разбираться в жизни. Я чувствую, что обязан этим тому,
что со мной произошло, т. е. своему опыту смерти - тому, что я тогда увидел
и пережил".
Другие сообщают о том, что у них изменилось отношение к физической жизни,
к которой они вернулись. Одна женщина, например, очень просто говорит
о том, что "это сделало для меня жизнь гораздо более ценной".
Один человек говорил мне следующее:
"В каком-то смысле это было благословенным событием, потому что до
этого сердечного приступа я был слишком занят планированием будущего моих
детей и постоянно переживал то, что произошло вчера, так что я утрачивал
радость настоящего. Сейчас я совершенно иначе отношусь к жизни".
Некоторые упоминают, что благодаря тому, что они прошли через опыт смерти,
изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела человека
и его разума. Это особенно ярко выражено в следующем рассказе одной женщины,
которая пережила внетелесный опыт во время своей близости к смерти.
"В тот момент я была гораздо более сосредоточена на состоянии моего
разума, чем физического тела. Наш разум гораздо более важная часть нас,
чем вид и формы нашего тела. До этого в моей жизни было все как раз наоборот.
Мое основное внимание и главные интересы были сосредоточены на моем теле,
а то, что происходит с моим разумом, меня как-то не занимало, - все шло
само по себе. Но после того, как это произошло, именно состояние моего
разума стало основным предметом моих забот, а уж на втором месте забота
о теле, - оно просто нужно для поддержания разумной жизни. Тогда для меня
не имело значения - есть ли у меня тело или нет. Я не думала об этом.
Самым главным для меня тогда был мой разум".
В очень небольшом количестве случаев пациенты рассказывали о том, что
после пережитого опыта смерти им казалось, что они приобретали или замечали
за собой интуитивные способности, находящиеся на границе психики,
1. "И после этого опыта я ощущаю себя как бы духовно обновленным.
С тех пор многие говорили мне, что я сразу оказываю на них умиротворяющее
воздействие, когда они взволнованы. Мне кажется, что я теперь лучше чувствую
людей, могу быстрее улавливать их состояние".
2. "Я думаю, что после моего опыта смерти у меня появилась одна особенность,
- я чувствую, когда в жизни других людей происходят какие-то неприятности.
Например, очень часто, когда я нахожусь среди людей, поднимающихся на
лифте в учреждении, где я работаю, мне кажется, что я почти читаю по их
лицам, что с ними происходит, и могу сказать, что они нуждаются в помощи,
и в какой именно. Много раз я заговаривал с людьми, которые были чем-либо
расстроены, я приглашал их к себе в кабинет, чтобы поговорить с ними и
помочь им".
3. "После того, как я переболел, я чувствую, что могу улавливать
мысли и чувства людей. Я хорошо чувствую, когда человек чем-то обижен.
Я часто могу понять, что человек хочет сказать еще до того, как он начинает
говорить. Многие не поверят мне, но у меня было несколько действительно
поразительных примеров. Однажды я был в компании и продемонстрировал свое
умение. Несколько человек, которые меня до этого не знали, после этого
встали и ушли. Они испугались, что я, наверное, колдун или что-нибудь
в этом роде. Я не знаю, появилась ли у меня эта способность в тот момент,
когда я был мертв, или это свойство было у меня и раньше, но как бы дремало,
и я никогда не использовал его до того, как это со мной произошло".
Это хорошо согласуется с рассказами об "уроках", которые вынесли
люди из тесного соприкосновения со смертью. Почти все подчеркивают •важность
стремления в этой жизни к любви к другим людям, любви исключительной и
глубокой. Один человек, который встретил светящееся существо, чувствовал
полную любовь и понимание даже в тот момент, когда жизнь его развернулась
подобно панораме для того, чтобы светящееся существо могло ее увидеть.
Он почувствовал, что "вопрос", который задало ему существо,
заключался в следующем, - может ли он таким же образом любить других людей?
Он чувствует, что теперь его обязанность на земле - учиться такой любви.
Кроме того, многие подчеркивают важность приобретения знаний. В течение
их опыта им было сообщено, что накопление знаний продолжается даже после
жизни. Одна женщина, например, после своего опыта "смерти" стремится
использовать любой удобный случай для того, чтобы улучшить свое образование.
Другой мужчина дает следующий совет: "Неважно, в каком вы возрасте,
не переставайте учиться. Я думаю, что обучение - это процесс, уходящий
в вечность".
Никто из опрошенных мною людей не говорил, что выходил из этого опыта
с чувством морального "очищения" или совершенства. Никто не
выказывал чувства превосходства, - "я святее, чем ты". По существу,
большинство вынесли впечатление, что они, напротив, должны еще к чему-то
стремиться, чего-то достигать. Их видения поставили перед ними новые цели,
новые моральные принципы и определенное указание жить в соответствии с
ними, но без ощущения мгновенного спасения или непогрешимости.