События различных стадий умирания, как бы это сказать поскромнее, несколько
необычны. Отсюда мое удивление, когда в течение ряда лет я наталкивался
на большое количество параллельных свидетельств. Эти параллельные свидетельства
встречаются в древних или высоко эзотерических писаниях совершенно различных
цивилизаций, культур и районов.
БИБЛИЯ
В нашем обществе Библия наиболее читаемая и обсуждаемая книга, касающаяся
вопросов о духовной сущности человека и о жизни после смерти. Но в целом
Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти, и о природе
потустороннего мира. Это относится главным образом к Ветхому Завету. Согласно
мнению некоторых специалистов по Ветхому Завету, только два текста во
всем Ветхом Завете говорят о жизни после смерти,
Исаия. 26,19: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте
и торжествуйте поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля
извергнет мертвецов".
Дан. 12.2: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для
жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".
Обратите внимание на то, что в обоих текстах говорится о воскресении физического
тела, и физическая смерть сравнивается в обоих случаях со сном.
Из предыдущей главы явствует, что очень мало людей пробовали описать со
специфически библейской точки зрения то, что случилось с ними после смерти.
Надо помнить, например, что один человек отождествил темный проход, через
который он проходил в момент смертное библейской долиной тени смертной.
Двое упомянули слова Иисуса: "Я есть свет миру". Видимо, на
основании этих слов они оба определили свет, который встретили, как встречу
с Иисусом. Один из них мне сказал: "Я никого не видел в этом свете,
но для меня этот свет был Христом, его сознанием, его единством со всеми
вещами. Его всеобъемлющей любовью. Я думаю, что Иисус говорил буквально
об этом, когда говорил, что Он - свет миру".
Вдобавок я наткнулся на явные параллели, которые никто из опрошенных еще
не цитировал. Самая замечательная параллель имеется в описаниях Апостола
Павла. Он преследовал христиан до своего знаменитого видения и откровения
по дороге в Дамаск.
Деян. 26.13-26:
"Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий
солнечное сияние, осиявший меня и шедший со мною. Все мы упали на землю,
и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке:
"Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна".
Я сказал: "Кто ты, Господи?" Он сказал: "Я Иисус, которого
ты гонишь, но встань на ноги твои, ибо я для того и явился тебе, чтобы
поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что Я открою
тебе ..."
Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению ... Когда
он так защищался, Фест громким голосом сказал: "Безумствуешь ты,
Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия". "Нет,
достопочтенный Фест, - сказал он, - я не безумствую, но говорю слова истины
и здравого смысла".
Этот эпизод напоминает некоторые встречи со Светящимся Существом людей,
прошедших через клиническую смерть. Во-первых, Существо это наделено личностью,
хотя физическая форма не видна, и голосом, который задает вопросы и от
которого исходят наставления. Когда ап. Павел пробует рассказать о своем
видении, над ним смеются и издеваются, называя его безумцем. Тем не менее
видение изменило течение всей его жизни. Он с тех пор стал ведущим проповедником
христианства и вел жизнь исполненную любви к людям.
Надо отметить и различия. Во время своего видения Павел не был близок
к смерти. Следует отметить, что Павел бьет настолько ослеплен светом,
что не мог видеть в течение трех дней. Это противоположно нашим свидетельствам,
согласно которым свет, встречавший умирающих, хотя и был невероятно ярким,
но ни в какой мере не ослеплял их и не мешал им видеть то, что происходило
вокруг.
В обсуждении природы посмертной жизни ап. Павел отвечает, что за тело
будут иметь мертвые, 1 Кор. 15,35-52: "Но скажет кто-нибудь:
как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты
сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее,
а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает
ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ... Есть тела небесные
и тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных ... Так и при
воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении,
восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное,
восстает тело духовное... Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменится
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо воскреснут нетленными,
а мы изменимся „."
Интересно отметить короткое замечание Павла о природе духовного тела,
которое прекрасно согласуется с сообщениями тех, кто оказался вне своего
физического тела. Во всех случаях подчеркивается нематериальность духовного
тела, так же, как и отсутствие физической субстанции, Павел, например,
говорит, что в то время, как физическое тело может быть слабым и безобразным,
духовное тело прекрасно и сильно. Это напоминает один из отчетов предсмертного
сознания, когда духовное тело было цельным и прекрасным, в то время как
физическое тело было искалеченным. Имелся и другой пример, в котором духовное
тело не обладало возрастом, т. е.не было подвластно времени.
ПЛАТОН
Философ Платон, который был одним из величайших мыслителей, жил в Афинах
с 428 по 348 г. до н. э. Он оставил нам 22 философских диалога, большинство
из которых включает учение его учителя Сократа и несколько писем.
Платон твердо верил в необходимость разума и логического мышления для
достижения истины и мудрости. Кроме того, он был великим ясновидцем, который
говорил, что полная истина приходит как мистическое откровение и внутреннее
озарение. Он считал, что имеются планы и разрезы реальности, в которых
физический мир может быть понят только по отношению к другим высшим планам
реальности. Соответственно, он был заинтересован главным образом сознательной
частью человека, его душой и рассматривал физическое тело лишь как временную
оболочку души. Понятно, что он размышлял и о судьбе души после физической
смерти, и что многие из его диалогов, особенно "Федон", "Горгиес"
и "Республика", обсуждают именно эту тему.
Сочинения Платона полны описаний смерти, которые напоминают те, о которых
говорилось в предыдущей главе, Платон определяет смерть как отделение
внутренней части живого существа, т. е. души, от его физической части,
т.е. тела. Больше того, эта внутренняя часть человека менее ограничена,
чем его физическая часть, т. е. тело. Платон указывает на то, что время
является элементом лишь физического, чувственного мира. Другие явления
вечны; и замечательная фраза Платона о том, что то, что мы называем временем,
есть лишь "подвижный, нереальный отсвет вечности".
Во многих отрывках Платон обсуждает, как душа, отделенная от тела, может
встречаться и разговаривать с душами других и как она переходит от физической
жизни к следующему этапу существования, и о том, как на этом новом этапе
ее опекают "берегущие" духи. Он упоминает о том, что люди могут
быть встречены в час смерти лодкой, которая перевезет их на "другой
берег" их посмертного существования. В "Федоне" в драматической
интерпретации выражена мысль, что тело есть тюрьма души, и что смерть
является освобождением из этой тюрьмы. В первой главе Платон определяет
(устами Сократа) древнюю точку зрения на смерть, как на сон и забытье,
но делает он это только для того, чтобы окончательно отказаться и изменить
ход рассуждений на 180 градусов. Согласно Платону, душа приходит в человеческое
тело из высшего и более священного мира; рождение есть сон и забытье,
поскольку душа, родившись в теле, переходит от глубокого познания к низшему
и забывает истину, которую знала в преджизни. Смерть, напротив, является
пробуждением и воспоминанием. Платон замечает, что душа, отделившаяся
от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше, и различать
вещи гораздо яснее. Более того, после смерти душа предстает перед судьей,
который показывает человеку дела как хорошие, так и плохие и заставляет
душу смотреть на них.
В книге 10-й "Республики" мы встречаемся с наиболее интересными
фактами. Здесь Платон рассказывает миф про Эра, греческого солдата. Эр
сражался в битве, в которой множество греков были убиты, и когда соотечественники
пришли собрать трупы, тело Эра было среди трупов. Оно было положено с
другими на жертвенник для сожжения. Через некоторое время его тело ожило,
и Эр описывает то, что он увидел во время своего путешествия под землю.
Эр сообщает, что, когда его душа вышла из тела, он присоединился к другим
душам, и что там были тропинки, ведущие от земли в царство будущей жизни.
Здесь Эр и другие души были остановлены и судимы какими-то священными
существами, которые могли сразу увидеть все, что душа совершила за время
своего земного существования. Эра, однако, не судили. Другие души сказали
ему, что он должен идти обратно к людям, чтобы сообщить им, каков другой
мир Увидав многое, Эр был послан назад, но он сказал, что не знает, как
он вернулся в свое тело. Он просто проснулся на погребальном костре.
Нужно помнить, что Платон предупреждает, что точное описание деталей мира
после смерти является в лучшем случае вероятностью, Платон не сомневался
в том, что мы переживаем физическую смерть, но настаивает на том, что
объяснить будущую жизнь нельзя, потому что мы ограничены нашим физическим
опытом. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние могут запутать нас. Наши
глаза могут воспринять огромный предмет маленьким, если он находится далеко,
мы можем неправильно расслышать то, что кто-нибудь скажет нам, и т. д,
В результате мы можем получить неправильное впечатление о природе вещей.
Наши души не могут видеть реальность, пока они не освобождены от обманов
и неточностей физических чувств.
Во-вторых, Платон считает, что человеческий язык не способен прямо выразить
подлинные реальности. Слова скорее скрывают, чем раскрывают подлинную
природу вещей. Это значит, что нет человеческих слов, которые могли бы
прямо обозначить действительность. Это возможно сделать только при помощи
аналогии, мифа и другими косвенными способами.