4 ДЕНЬ. Занятия 6, 7, 8.
Работать придется плотно, потому, что за эти дни мы прошли 5 за-
нятий по графику, а на этот день у нас осталось 4.
Самое главное, что у меня появилась надежда, глядя в ваши гла-
за,..И здесь, и на перерывах, и после обсуждения фильмов,..У меня
появилась надежда, что для каждого из вас не просто так этот семи-
нар пройдет....Теперь уж мы не потеряемся . Это уж точно.
ВОПРОС: Многие из нас приехали сюда чему-то научиться.Может быть
есть смысл посвятить обучению в ущерб экзамену?
Нет! Дело в том, что вы меня обидели. ...Вы меня обидели. Обидели
вот чем :если вы думаете, что это будет стандартный экзамен,на ко-
тором я буду спрашивать:"Что вы знаете?",-..
Видете-ли в чем проблема?-Экзамен будет очень конгруэнтным и эко-
логичным. Экзамен - это часть обучения! И при том одна из самых
значимых частей обучения! И поэтому мне бы хотелось, чтобы вы прош-
ли вот этот цикл ...
Это обучение. Во время экзамена вы научитесь больше, чем научи-
лись всему, чему мы учились здесь (на чисто теоретическом уров-
не).Как он пройдет - вы узнаете!
Фразу, которую я сейчас скажу, вы поймете только завтра утром.Но
тем не менее я ее сейчас скажу , но вы ее сейчас не поймете...
-Экзамен у вас был эти 4 дня! Учиться вы начнете сегодня в 23.00.
Так вот, перевернулось у нас все. "Все смешалось в доме Облонс-
ких ..."
Ну вот, когда мы с вами разбирали Модальности:Ауд.,Виз.,Кин...Вы
понимаете, что мы эти вопросы прошли достаточно упрощенно и доста-
точно грубо. Понятно, что может быть изображение, понятно, что мо-
жет быть звук,..что могут быть ощущения ... .
Но сразу возникает вопрос:"А что,..неужели эти все изображения,
звуки и ощущения одинаковы? По параметрам . Не по семантике , а по
параметрам ? "
Вот если взять несколько телевизоров. Например вчера, когда вы
смотрели "9,5 недель", и каждый телевизор показывает по своему. У
каждого телевизора есть набор ручек подстройки цветности, яркости,
громкости, контрастности,...
И вот эти параметры изображения цветность , яркость , контраст-
ность, удаленность до экрана, размер экрана, затуманенность, часто-
та строк,...размер по вертикали и по горизонтали - это все как-бы
СУБМОДАЛЬНОСТИ ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Т.е. это подпараметры Визуального типа передачи информации.
Такие-же Субмодальности могут быть и у Аудиального канала. Это:
-громкость; -удаленность до источника; -высота источника;
-интонация; -расстояние до источника;
-тембр; -направление движения источника;
Дальше,..по голосу можно определить болезнь человека,...голос мо-
же быть мужским и женским...уверенный, слабый и неуверенный. Ну и
так далее.
То же самое с ощущениями. Почему мы игры поясняли точно? Ощущени-
ями могут быть почесывание левой пятки, а может быть комок к горлу.
Т.е. это конкретные какие-то ощущения.
Могут быть яркие и не яркие...Кто-то вот подходил и говорит:"Вот
это у меня ярко, а вот это не ярко. Вот это получается хорошо, а
вот это плохо."
- 186 -
СУБМОДАЛЬНОСТИ.
Так же как и мы во внешнем мире объекты видим с разной четкостью,
удаленностью, контрастностью и т.д.,...так же и представляем мы это
все совершенно по разному.
И вот когда я говорил о телевидении сверхвысокой точности, кото-
рое сейчас делают в Японии, я говорил,(на западе разработки эти
проведены и результаты используются),что чем четче и ярче изображе-
ние, тем больше психологическое воздействие. Именно для этого соз-
даются телевизоры СВТ, потому, что там реклама будет лучше воздейс-
твовать.
Ну художественный фильм...Ну я не знаю , что может лучше большого
экрана японского телевизора показать фильм. Нормальное, целостное
изображение..Никаких точек там уже нет...
Но делают почему-то еще точнее? Т.е. по идее кажется , что предел
насыщен..по сравнению с нашими во всяком случае...Но они делают еще
следующий шаг. Потому, что на сознательном уровне это воспринимает-
ся как одинаковое,..а на подсознательном уровне вот это /изображе-
ние-Ред./ воспринимается уже , как разное.
Эмоциональное воздействие совсем другое.
Так вот оказывается, что если научиться внутри себя менять субмо-
дальности, подкручивать вот эти "ручки" при представлении, слушании
и ощущении,...то можно менять и реакцию тела и эмоциональные состо-
яния.
Ну вот..Типичный пример - вспоминание какой-то негативной ситуа-
ции. Вот когда я ее вспоминаю - мне неприятно.
Так. А если я эту картинку сейчас от себя отодвину? Ага. Предста-
вилось не цветным, а черно-белым! Черно-белое вроде сильнее... А ну
-ка очень цветной! Ага! Менее сильно...
Ну , я не знаю в какую сторону у каждого человека будет. Т.е. по
идее, я беру этот телевизор внутренний, и начинаю каждую ручки
подкручивать в ту или другую сторону. Чуть-чуть. Калибрую...
Ага! Подкручиваю в эту сторону - ощущения увеличиваются. Подкру-
чиваю в эту сторону - уменьшаются. Если нужно мне ,чтобы ощущение
уменьшилось,я - чик, чик, чик, чик,....подкрутил до минимума..(А
что такое до минимума? - Еле-еле видны контуры. Плохо изображающий
телевизор, строки мелькают..) -- никакого эмоционального воздейс-
твия не будет.
Изображение идет. Но оно идет совсем не так , как было.
Потом беру контрастность, высоту экрана, расстояние..(Маленький
телевизор..Фильм ужасов по нему можно смотреть спокойно! Маленький,
черно-белый...)
Если нужно увеличить яркость, т.е. что-то вспомнить или наооборот
пережить ярко,(та же процедура с РЕСУРСОМ.Чтобы встать сюда и здесь
РЕСУРС получить сильный. Чтобы эмоциональное воздействие было очень
сильным. Чтобы при Рефрейминге "Новый Я",эти визуальные образы были
очень яркими..), нужно посмотреть - ага, эмоциональный отвес боль-
ше..подкручиваю в эту сторону...Здесь до упора, здесь до упора...
Эту ручку кручу, скажем "контрастность", - ощущения не меняются..
Сами видели. Есть ручки, которые непонятно на что влияют.....
Вот когда я это все отрегулировал так, как мне надо, - я подобрал
тот набор Субмодальностей, который мне необходим, чтобы по другому
пережить вот это событие.
Вот это есть ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 5 .
- 187 -
ПФТ - 5 "СМЕНА СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ".
Принцип вы поняли! Если есть какое-то переживание, которое нужно
пережить по другому,лучше-хуже,..Нужно просто по всем параметрам,
которые вы можете выделить, а их можно выделить несколько десят-
ков,..- по всем параметрам просто подкручивать ручки, посмотреть,
откалибровать,...и в эту /какую вам надо - Ред./ начать сдвигать.
Это получается. Если вы попробуете вспоминать какой-то случай из
жизни и изменить Субмодальности совсем другие, чем в прошлый раз -
то будет другое ощущение.
Но как тренируется скажем, развитие визуализации и смена Субмо-
дальности. Упражнения , которые я рассказывал - Упр."Айвазовского",
"спички", "муха",... Ну вообщем-то это все тренировка Субмодальнос-
тей. Яркость..четкость...
Если вы умеете видеть четко, то уж нечетко вы сможете сделать. Т.
е. ограничитель-то вот с этой стороны , а не с той/со стороны уве-
личения четкости - Ред./.
А вот слуховое внимание?
Вот для развития слухового внимания существует упражнение, кото-
рое известно достаточно давно..
Называется оно либо "Селектор", либо "Избирательное внимание"...
Как оно обычно делается? Усаживаются несколько человек,(естест-
венно нужно заниматься в группе)...каждый из сидящих берет книжку и
начинает ее вслух читать. С одинаковой громкостью.
Я сижу в центре между ними и ставлю себе задачу:"Ага.Слушай те-
перь вот этого! А теперь слушай вот этого! А теперь слушай вот это-
го!"
Что,получается? У каждого свой спектр голоса, специальные харак-
теристики,..И я его тембр подкручиваю на максимум, а остальных на
минимум. Фактически я тренирую избирательное внимание, тренирую Ау-
диальные Субмодальности.
Так же , как идет фильм с переводчиком,...сейчас мы больше такие
фильмы смотрим, хотя я считаю, что должны быть не переводчики голо-
совые, должны быть субтитры с текстом. Тогда есть возможность изу-
чить язык. Т.е., когда идет чисто английский текст, ничем не заме-
ненный, а внизу просто русские субтитры.
Везде, во всех странах именно так делается перевод. Дубляж
делается только так. Внизу субтитры...(есть даже двойные, трой-
ные..), а текст идет нормальный. Музыка идет нормальная. Все слышно
хорошо.
Вот при такой ситуации по западным фильмам можно было-бы учить
язык. И в общем-то в Польше, Чехословакии, Финляндии так язык и
учат. Все фильмы там через спутник идут , но накладывается такой
вот этот вот дубляж . Идет чистый фильм и внизу дубляж .
Но вот если идет фильм с нашим дубляжом , когда вот те три или
четыре человека в Москве , которые переводят эти фильмы , к голосам
их настолько уже привыкли , что узнаешь : " Э, а это тот , который
вот те , те ,те фильмы ..!" Т.е. он как будто уже автором является
этого фильма ...
Так вот , если вдруг получается, что звук самого перевода очень
слабый, а звук из фильма достаточно громкий,...Что мы делаем? Мы
эквалайзером ... Скажем, переводчик мужчина, а там голос женский. Я
высокие частоты убираю, низкие повышаю,.. Я слышу мужской голос и
не слышу женского.
Вот так это обычно делается. Я подбираю вот этот вот спектр, тог-
да я хорошо слышу перевод, и плохо слышно, что оттуда идет.
Если я хочу поучить английский - я делаю наооборот.
- 188 -
Так вот, то же самое может делать мозг , когда сидишь и слушаешь
несколько человек,...Этих я убрал, а этого поднял.... Вот этого
слушаю, теперь вот этого слушаю.
В одиночку это упражнение тоже делать просто. Что там? Радио ,
телевизор, магнитофон и т.д., с текстом включил, и тоже - сидишь и
избирательно внимаешь.
Так. С Субмодальностями понятно! Что это такое, как с ними рабо-
тать. Вкратце пройдем...Вообще это большой том. Но вот мы его так с
вами замечательно прошли.
ВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ.
А вот теперь еще одно интересное явление, которое покажет нас-
колько мы раньше были не наблюдательными ! Вот не замечали же вы
"ГСД". Они всегда существовали. Вот сейчас вам кажется , что все
это понятно и очевидно.
Вот давайте посмотрим на еще одно явление, которое раньше не за-
мечали.
Так. Я задаю вопросы. Вопросы совершенно однотипные. Принцип вы
сейчас поймете...Посмотрите внимательно.
Нужно представить себе одно и тоже событие в разные времена. Со-
бытия , которые связаны между собой, эмоционально не окрашены пред-
положим ... Но которое я делаю каждый день , и всегда делаю , чтобы
проследить его во времени.
Какое обычно говорят? Ну, как ты чистишь зубы? - например...Или -
Как ты сидишь и ешь? Вспомнить себя необходимо не в диссоциирован-
ном состоянии , а в ассоциированном ... , но вне контекста. Т.е.,
вспомнить себя вот в то время , в то время , в то время!
Не комнату в которой я это делал, не зеркало перед которым я чис-
тил зубы... А себя в то время: - 2 года назад, 5 лет назад...и т.д.
Ну , чистить зубы подходит ? - Поехали...
- Как ты это сделал сегодня ?
- Как делал 2 недели назад ?
- Как ты это делал 3 года назад ?
- А 5 лет назад ?
- Как ты это будешь делать через неделю ?
- Через месяц ?
- Через год ?
- Через 5 лет ?
Я еще раз напоминаю , что нужно вспоминать себя в ассоциированном
состоянии в это время.
(Прогоняет по этим вопросам троих..)
Давайте я сам попробую....
(Прогоняет эти вопросы через себя)
Вот то явление, которое вы сейчас видели называется
ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ .
Но только мне бы не хотелось , чтобы вы ее понимали слишком упро-
щенно. В Л - это не только траектория, по которой я организую вре-
мя,.. В каждой точке..это не только место, где я вспоминаю,...а это
целая матрица, целый вектор субмодальностей, которые характеризуют
вспоминание того времени.
Я не только вижу это изображение вот тут...Я вижу изображение вот
на таком удалении , вот такого размера , вот такой контрастнос-
ти,...вот такой цветности , вот такой яркости , вот такого ЦВЕТА...
И вообще,здесь вот совершенно феноменальная идея, фантастическая,
гениальная идея родилась. А если цвет по Люшеру как-то зависит? Вот
это ДА! Представляете себе? Внутренняя визуализация оказывается мо-
- 189 -
жет быть окрашена в тот цвет , который по Люшеру , как раз характе-
ризует какое-то состояние ...
Я даже автора могу показать этой идеи ...-Он скромно улыбается..
Т.е., в каждом месте - это набор , это вектор Субмодальностей. В
т.ч. и направление , как один из параметров.
Наиболее часто встречающаяся ВЛ , ну ... по направлению во всяком
случае,(остальные параметры не знаю - у каждого свое) , это вот та-
кая... Как у меня. Может быть поэтому , мы и время рисуем вот так..
Да. У левшей чаще всего наооборот. Может быть по этому на Восто-
ке,..там так и пишут? У них по другому организовано все внутри. И
читают они - сверху вниз , справа налево (Япония , Китай) . Почему
они так, а мы так ? Почему ? Почему так им удобнее читать ?
Почему мы рисуем время вот таким-вот образом, а не таким ... ?
И непонятно , что было первично - вот такая временная линия у лю-
дей, либо наоборот наша временная линия организуется потому, как мы
изучаем время на картинках и т.д...(как это все визуализируется в
учебниках).
Но самое главное здесь , что это ведь как раз и есть принцип , по
которому наш мозг определяет - в каком времени это было ?
Так-же , как мы смотрим фильм :"... ой , какой он ... там полоски
идут , черточки , он черно-белый ... , немой - этот фильм дореволю-
ционный. Это было до 20-х годов , до 10-х ...
Субмодальности такие , такие , такие ... такой набор Субмодаль-
ностей , характерен для фильмов 10-х годов .
То же самое и во внутреннем образе . Такой набор субмодальностей
изображения , которое я сейчас вспомнил - характерен для 5-летней
давности . Т.е., в мозгу как-будто есть такой компьютер , который
считает , что ... чик, чик, чик , ... этот вектор ближе всего (по
всем принципам векторной или матричной алгебры) , ближе всего к та-
кому-то времени. Т.е. определитель у него - такой-то . А этот век-
тор - вот такой-то . Он по-ближе , у него больше яркость , но по-
меньше цветность или по-больше громкость , т.е. стереозвук ...- это
все вот этого времени.
И тоже самое по времени в будущем . И возможно так мы и оцениваем
будущее , настоящее и прошлое , ... и по времени где-то . Ведь там
же нет , как в видеокамере вот , счетчик : " 22 мая , 19-35 ".У нас
же нет этого всего внутри . Мы , как бы внутри себя оцениваем , что
это было давно , это было недавно, это было раньше , это было позже
...
По прараметрам субмодальности мозг сам вычисляет , что по-ярче по
-ближе , по-громче . С течением времени , это все немножечко зати-
рается , так же , как магнитофонная пленка или пленка кино- . Набо-
ры субмодальностей меняются чуть-чуть туда , т.с-ть в ту стурону .
И это время от нас уже дальше ...
Ну , ну я так думаю . Мне кажется это вполне объяснимо . Потому ,
что иначе как мы по времени могли ориентироваться ? Ведь никаких
сигналов-то у нас нет .
Я помню вот , вот мой день рождения . Хорошо помню . Так , а вот
то событие было когда ? До или после ? ... Ага , - до !
Как я это сказал ? - Да там , просто набор субмодальностей был
чуть ,чуть-чуть по-менее ярче или ,... ну как-то по другому . Может
быть наоборот . Может я еще там ...
Так что временная линия - это не место , как это упрощенно пони-
мают многие НЛПисты , которые у нас в Новосибирске разговаривают о
временной линии : " Это вот , точка ...- ты вот туда смотришь ."
Нет ! Это набор , это вектор всех параметров изображения , звука
и ощущений .
- 190 -
Теперь , давайте проанализируем . Вот , феномен " Де Жа Вю ".
Каждый психолог знает этот феномен , сейчас еще фильм какой то про-
шел " Де Жа Вю ". " Уже виденное " - " Де Жа Вю ".
Это вот то явление , с которым каждый из вас сталкивался .
Идешь по улице : " О ! А это ,- я уже видел ! О ! Да это же ,
точно , так оно и было ! "
То самое явление , которое послужило отправной точкой , для веро-
вания в предсказания , ясновидение . Ведь , на самом деле , если бы
человек сначала все это записал , а потом бы действительно это все
увидел , ну , можно было , т. с-ть как-то действительно предсказы-
вать , что есть такое явление .
Я не говорю , что его нет . Я говорю , что есть физиологический
такой феномен , который у многих связывается с этим явлением .
Может есть ясновидение , но тем не менее вот такие ... , вот то ,
что сейчас я рассказываю , вот этот вот факт " Де Жа ВЮ " - он чис-
то физеологический , т.е., здесь ничего такого предсказательного
нет .
Я вижу изображение , но сейчас так у меня сложилось в организме ,
такое вот особое состояние , - либо усталость , либо заторможен-
ность , может съел что-нибудь ... я не знаю ,- что вот сигнал , ко-
торый приходит на уровень подкорки ( сначала же он приходит туда ,
а потом доходит до сознания , т.е. сначала то он проходит через та-
лямус , а уж потом приходит на зрительные доли ), правда ? Зритель-
ный бугор - талямус . Там есть у нас : средний мозг , зрительные
холмы ...
Информация пришла сначала в подсознание , а потом она отражается
вот здесь в зрительной доле . Сознанием , я это все анализирую вот
здесь . Я сознаю эту информацию , как дошедшую до меня , до моего
сознания только тут . Но сигнал раньше пришел в подкорку .Сигнал в
подкорку пришел и записался в память с параметрами (ну так получи-
лось у меня в организме - сейчас вот ,так у меня уж было в голове ,
вот так сложилось ) с параметрами , субмодальностями вот того вре-
мени . Ну так же как в магнитофоне - головка чуть-чуть затерлась
или головка чуть-чуть запачкалась , грязь накопилась на ней и идет
плохая запись . То же самое на видео магнитофоне могло бы быть , т.
е. идет очень плохой ..., очень плохая головка , она затерлась там,
грязь попала ... , и на пленку пишется - как будто в тридцатые годы
записано .
На уровне подсознания , где то там в гипокампе записалось,в дол-
говременную память записалось - как будто это было 5 дней назад . И
только после этого эта информация дошла до сознания . Я вижу эту
картинку , но я точно знаю , что у меня сейчас в гипокампе там - 5
дней назад это уже есть . Есть ! Я точно знаю ! Я это видел !
Делаю следующий шаг . До того как я это увидел , действительно ,
уже записалось . Я опять смотрю - и это есть ! И это я видел , и
это я видел , и это я видел .
Предсказать это нельзя .Я только в каждый очередной момент реку-
рентно осознаю , что это я уже видел . И пока я это осознаю , - в
подсознание записалась новая информация .
Вот это мое объяснение феномена " Де Жа Вю " . Т.е. так уж сложи-
лось в организме , что сейчас четкость записи именно вот такая .
Записалось в подкорке вот так ( ну там усталость , напряженность ,
какое то существо там , - я не знаю ...- токсин ). Записалось так .
Воспринимаю по другому и мне кажется , что я это уже видел ,- " уже
виденное ". Вот я считаю , что это происходит так . Нигде я этому
описания не видел , но вот я его вам предлагаю для объяснения .
Теперь второе интересное явление . Явление , которое я называю "
- 191 -
зоной активного видения "или " зоной активного действия ".
Давайте представим себе , что существует какой-то источник , ка-
кой-то яркости ,. а у меня вот тут вот , в настоящем состоянии есть
датчик - свето-диод . Ну ,- модель . Лампочка . Здесь - свето-диод .
Если лампочка горит ярко - то свето-диод срабатывает на этом
расстоянии . Если лампочка горит бледно - то свето-диод срабатывает
на этом расстоянии .
А теперь , представим себе , что у меня есть несколько дел , ко-
торые мне нужно сделать в течении этой недели .
На уровне логики я понимаю , что это мне нужно сделать - в первую
очередь ,это - во-вторую ,это - в третью . Но позитивный результат
дела , которое нужно далать в последнюю очередь ( ну , по мотиви-
ровке моей ,внутренним по моим , подсознательным чисто т. с-ть мо-
ментам ) - оказывается более ярким . И хотя , я знаю , что это нуж-
но делать гораздо позже , чем вот это ,- этот образ (результата по-
зитивного , который меня к себе влечет ) , оказывается более ярким
и вот этот свето-диод срабатывает на него . Хотя здесь есть более
важное событие , которое нужно сделать раньше , но , оно продсозна-
тельно , мотивирующе оценено менее ярким , не таким нужным , не та-
ким интересным .
Я срабатываю вот на тот свет , а нужно было сработать на этот .
ЭТО ПРЕРВОЕ .
ВТОРОЕ . Вот , дело здесь есть . Нужно написать отчет . Результат
этого отчета я конечно вижу . Но я его почему-то не делаю . Сегодня
откладываю на завтра , завтра откладываю на послезавтра , после-
завтра опять откладываю , откладываю ... , но , когда-то я всетаки
сажусь и его делаю .
Дело придвигается . По субмодальностям становится все ярче и ярче
и ярче ... - наконец достигло такой яркости , что свето-диод срабо-
тал . Появилось АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ .
ЗОНА АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ это как раз та зона , в диапазоне которой
- дело с такой яркостью выполняется . Т.е. для каждой яркости есть
отдельная зона . Т.е. это вот как бы Аора вокруг этого дела . Вот
зацепила она свето-диод - начинаю делать , не зацепила - делать не
начинаю . Лежу в постели , понимаю , что надо вставать , но не
встаю. Какое-то время подошло , вот что-то сработало . Почему я
сейчас встаю , а пять минут назад не вставал ? -- Более яркие стали
картинки - как будет плохо , если я не встану . Ну , вот . Ну
по-моему все достаточно логично .
Но теперь же сразу возникает ... , вот той процедурой изменения
субмодальности , возникает и выход из этой ситуации .
У меня появилось дело , которое нужно сделать обязательно . На
уровне логики я понимаю , что это нужно сделать , но есть более
далекое дело , которое кажется более ярким , более мотивирующим .
А все очень просто . Как в селекторе . Измени субмодальности тех
образов , результатов этого события и увеличь яркость того дела ,
которое по логике нужно сделать раньше . Ну если действительно, это
нужно сделать раньше . Ну есть приказ . Есть такое слово - надо .
Обмани , вот так свою интуицию . Интуиция , конечно она права .
Может быть действительно этого делать не нужно . НО , есть такое
слово - надо . Обмани тогда свою интуицию , которая будет мешать
выполнению твоего дела .Т.е. будешь постоянно отвлекаться на то . В
конце концов,то - уже сделаешь , а это - еще нет . И субмодальности
этого дела , вот результат этого дела , увеличь по максимуму яркос-
ти .
Вот у меня многие друзья , которые все откладывают свои диссерта-
ции , - вот по такому приему оказались ... ну , людьми , которые с
- 192 -
увлечением с завтрашнего дня ими занялись - своими диссертациями .
У них были более мелкие дела, очень далекие,совершенно не нужные ,
но тем не менее они почему-то делали именно их . Каждый день он са-
дится - диссертация вот здесь , а вот здесь телефон по которому
нужно позвонить знакомой , которой вообще звонить нужно через год .
Но вот результат этого звонка - он видится более ярким . И он вмес-
того , что бы писать диссертацию - звонит ей , потом отвлекается на
следующее , на следующее ...
А мы делаем очень просто : мы эти субмодальности убераем , а эту-
субмодальность - результатов написания диссертации , ощущения от
этого - увеличиваем до предела . Зона активного действия расширяет-
ся , дело начинает выполняться .
Так . Теперь давайте посмотрим . Вы уже заметили , т. е. вы виде-
ли три разные времененые линии . Я не знаю , здесь была ли времен-
ная линия или нет ,- просто не все правильно понимают задачу .
Здесь надо же еще адекватно оценить задачу . Не так уж просто все
это сделать .
И заметьте , что если я рассказываю про 3 года назад или про 5 лет
вперед , то я при этом , даже так жестикулирую . Три года назад /
жестикуляция в левую сторону /, пять лет вперед / жестикуляция
вправо / . Я буду пальцем показывать туда , где у меня это время .
Я даже прищуриваюсь , глядя куда то , как если это далеко или близ-
ко , т. е. вот , зависит от того - близорукий я или дальнозоркий .
Т.е. там , где в реальном мире это вот время находилось бы , если
расположить по временной линии , по дороге по такой расставить , то
я там бы все это и расставил .
Ну , временные линии вообще , я видел , за свою работу с времен-
ными линиями ( уже года три , наверное , я с ними работаю ) видел
столько временных линий ...
Вот я сейчас вам приведу пример . Временная линия вот такая :
[ 1.]
( Все рисунки и схемы временных линий изображены с точки зрения
наблюдателя - Ред. )
Помните , я вам рассказывал про девочку Маню , которая окончила
Моссковский универститет , сейчас она на социологии , у которой эй-
детическая память прошлого . Все прошлое вот здесь в эйдетике /
слева / . Здесь же еще срабатывает сопоставлиние с ГСД . Прошлое в
эйдетике , она его очень ярко видит , она все ярко вспоминает .
Настоящее вот здесь / прямо / - она это тоже хорошо видит . Буду-
щее вот так /право верх / , вот здесь - она к нему не обращается ,
она очень не четко его видит .
Это девочка , которая может позволить себе за два дня до экзамена
уехать куда-нибудь на черное море и , только там задуматься , что у
нее завтра экзамен .
Поведение в будущем ,такой девочки , непредсказуемо . Она не
знает , что будет делать послезавтра , потому , что она еще завтра-
то не видит . Не ярко еще все это , а раз не ярко , значит и
эмоционально не переживается , еще не думается об этом даже ... Не
видит она этого , не надо ей это .
- 193 -
Но зато хорошая эйдетическая память : - живет прошлым ;
- ничего не знает о буду-
щем;
Другая временная линия . Вот такая :
[2.]
Человек с такой временной линией - у него очень плохая память .
Он не помнит , плохо помнит прошлое . Если помнит чисто логически ,
он его не видит .
- Узнаете ? Да ? Кто-то себя узнал или знакомого .
Он же аудиалист чисто . Субодальности очень блеклые , вот даже в
неудобной позиции .
Почему вот так голова идет / / ?
- Он туда смотрит / / .
Будущее вот там . Будущее в визуальной конструкции . Человек при-
думывает себе будущее и им живет . Постоянно живет фантазиями ,ил-
люзиями . Он на них как-то надеется , они яркие перед ним конструи-
руются . Что придумал , то и видит ,- может и реализуется .
Временная линия чем хороша ? - Вот эта [1.] . Для тех,кто хорошо
помнит . У кого ... Вот такую временную линию , вот такую [1.], мы
формируем у людей , у которых после хорошей , очень хорошей жизни ,
вдруг наступает ситуация совершенно страшного будущего . Скажем :
... искусственная почка , но не больше , чем на год ... - Обречен-
ный человек . Но с яркими , хорошими жизненными переживаниями .
Мы у него формируем [1.]. Это интересная технология - в течении
нескольких дней можно сформировать другую временную линию , дать на
выбор еще одну . Если подсознание для жизни человека выбирает те-
перь вот эту [1.], чтобы он меньше ... Все равно он к этому прийдет
. На самом деле он полгода помучается - у него такая [1.] сформиру-
ется . А можно сделать ее за два дня !
Мы старую не отбираем . Он многое может придумывать и так , как
по старой . Мы формируем еще одну . И теперь он свои переживания ,
ну вот, свои болезни из жизни ,- переживает вот так [1.]. И вы не
представляете , как мы этим ему помогаем . Мы опять не отобрали у
него ни одной комнаты , где он живет - мы дали еще одну , где ему
бывает очень хорошо . И если ему там действительно хорошо , его ин-
туиция подсказывает , что жить нужно там .
Т.е. опять экологичность. Мы даем еще одно,обучаем еще одной , но
не отбираем старой . В таком случае у человека с хорошим прошлым ,
но обреченным будущим мы формируем еще вот одну такую [1.] времен-
ную линию и он очень быстро на нее , как на новую колею перескаки-
вает . Ему так удобно . Он о завтра не думает .Он живет сегодняшним
днем , он живет приятными воспоминаниями .
ВОПРОС : А если время замедлить ?
- Что ?
- Внутреннее время замедлить ?
- Ну ... Ну , тоже феноменальная идея ! Я это все буду записывать .
Я это обязательно реализую к следующему разу . Я все .., как я все
это ..., попытаюсь все это сделать .
- 194 -
... Т.е. вот так [1.].
А вот человек с такой временной линией [2.] ...
Вот такую временную линию стоило бы сделать человеку , у которого
очень плохое прошлое . Предложить тоже на выбор . Чтобы он все вре-
мя не жил этими воспоминаниями . Если он их ярко видит . Вот такая
временная линия у человека с плохим прошлым . Вот такая - это ВСі !
Он остоянно живет там . Он не думает о настоящем , он живет этими
переживаниями .
Вот такая ВЛ - [2.]- для него это удобно . Он не видит их . Он их
с трудом вспоминает . Он их вспоминает логикой , а не образами .
Что да , это было , я помню это .
Визуальное конструирование будущего , которое очень помогает ему
планировать , придумывать что-то , фантазировать,- фантазиями
живет. Сам себе - писатель фантаст [2.].
Такая временная линия -
[3.] - она очень обычна .
Вот такая : - хорошо видится прошлое , прошлое в эйдетике ;
- будущее в конструировании : чуть выше - в визуальном
конструировании , чуть ниже - в ауд. констр., логикой
себе придумывает чего-нибудь ;
Да , это в общем универсальная линия , довольно часто встречающя-
яся . Здесь тоже : прошлое там - либо в визуальном , в эйдетике ,
либо в аудиальной эйдетике - вспминает звуками .
Но бывает временная линия наоборот , вот такая :
[4.]
А ГСД те-же . Человек с такаой ВЛ очень интересен . У него прошлое
конструируется , а будущее неизменно .
Что такое - прошлое конструирует ?
Он постоянно придумывает себе новое т. с-ть прошлое - он сам врет
и сам в это верит . И сам в это верит , абсолютно верит !
А будущее вот на столько застолблено ,что он увидел там вот это ,
притом это даже будет , потому , что это у него ярко представляется
- как это будет . Но изменить он его уже не может - он не гибок аб-
- 195 -
солютно . Вот поставил себе задачу - вот это сделать ,- уже ситуа-
ция давно изменилась , а он этот делать будет .
Но , разные могут быть комбинации , в разные стороны может откло-
няться , разные субмодальности ... Но тем не менее ... - я грубо
называю типы .
Я долго ходил и бродил среди ... - ну , в этом городе я вырос -
поэтому иногда хожу по дворам своего детства ... и наблюдал за эти-
ми вот мужиками , которые у пивных ларьков все время стоят . У ко-
торых жизнь интересно протекает : главное сегодня сдать бутылки ,
что-бы завтра было на что купить ...
И вы знаете , какая у них ВЛ ? А вот такая :
[5.1.]
Он не помнит даже уже ,- что было позавчера . И не думает о том ,
что делать послезавтра . Он видит только сегодня - сейчас надо вы-
пить , а потом сдать бутылки . Все !
Чтобы спланировать выходной - нужно же его спланировать ,предста-
вить как , пофантазировать , как бы мне с семьей съездить отдохнуть
..., но для этого нужно вообще об этом задуматься .
А чтобы изменить себя , нужно вообще говоря вспомнить все случаи
жизни , где я вообще оказался в плохой ситуации , где было плохо .А
он этого не помнит . У него ярко - только сегодняшний день , насто-
ящие желания - прямо сейчас . А если они еще вот здесь /он еще и
кинестетик /, вот такая :
[5.2.]
- все , то , что он телом чувствует , то он и будет делать . Прав-
да интересно ?
ИЗ ЗАЛА : - Как защита ?
- Да , да , да , вот такая , вот такая защита .
Дальше . Что еще здесь характерно . Вот в Москве , когда я с пси-
хологами проводил занятие , под конец , одна из женщин , которая
там сидела / кандидат наук / ... Она сидит , глаза замерли , она аж
вот , как замороженная ...
Я говорю : " Что такое ? "
У нее слеза потекла , она говорит : " Ты знаешь , если бы я это
знала хотя бы несколько лет назад ... - я бы стольким людям помогла
... Я столько лет работаю с обреченными больными ... Вот если б я
это знала ...- конечно делала бы совершенно по другому . Но сейчас
то я совершенно ничего не могу изменить ! - Их уже, большинства
просто нет ."
- 196 -
У людей , обреченных больных , которые имеют всю жизнь какие-то
вот нарушения здоровья , которые всю жизнь чувствуют какой-то комп-
лекс , которые всю жизнь унижались перед там ... где-то ,чем-то ,
как-то ... И у которых нет будущего , потому , что и сейчас он "си-
дит" на искусственной почке , и ему "сидеть" не больше полгода ,-
вот ему и нужно формировать вот такую ВЛ [5.1.] !
... жить сегодняшним днем . Принесли тебе фрукты - радуйся . Не ду-
май о том , что будет завтра , потому , что ты все равно обречен .
ВОПРОС : Как все-таки сформировать новую временную линию ?
- А вот это я буду рассказывать только психологам профессионалам .
Т.е. понятно - на "втором уровне" мы это проходим .
ВОПРОС : А скажите пожалуйста , вот каждый человек , так сказать
ну, в своем сознании смотрет на свою линию со стороны , по отноше-
нию к ней поворачиваться ... Встречались вы с такими фактами ?
- Ой ,нет ... я , я об этом не думал ...
ВОПРОС : Т.е. еще такое : если человек кинестетик , то у него долж-
на быть плохая память ?
-Нет . Поисковая ,репрезентативная и референтная системы ни како-
го отношения к временной линии не имеют ! Не случайно мы просили
человека вспомнить одно и то же событие . Т.е. по одной и той же
стратегии он прокрутил много времен . Фактически, мы отследили тра-
екторию дороги по машине в темноте . А другая машина пройдет вот
так . А третья вот так . Но в общем стратегия дороги будет вот та-
кая . По-этому это тут совершенно ... Точно так же , как таблица
ГСД и ВЛ могут быть совершенно в разном соотношении . Интересно ?!
Что влияет на формирование ВЛ ? Вот я долго думал об этом . Вот
уже три года об этом думаю . А потом вспомнил , как же у меня фор-
мировалось вот это и вот это : туда - далеко и сюда вот - далеко .
Если очень часто , ну чисто социально , попадаешь в ситуацию , ког-
да нужно подумать о своем прошлом , почитать исторические книжки .
Т.е. исторически , социо-культурно развиться по поводу прошлого . -
Это формирует необходимость взглядов туда , визуализаций , увеличе-
ния субмодальностей , видения там . [4.]
Т.е. постоянная потребность повышать субмодальности этих образов -
расширяет ВЛ здесь . А потребность помыслить , пофантазировать , по
... вот фантазии как удалить , да ? - Постоянно требует что-то уви-
деть из будущего , там что-то сконструировать , для этого почетче
увидеть , сформировать ... Т.е. расширить диапазон регуляторов . И
тогда расширяется линия сюда . Здесь - думание о прошлом , здесь -
думание о будущем . Фактически культура развития , социо-культурные
условия развития человека и формируют богатство ВЛ . Правда ?
Это не от рождения . Это вот ... воситание , это развитие . Сво-
бода думания о том , и о том , и о будущем , и о настоящем .
Помните , про нашу страну говорят , что : " Капитализм - это об-
щество с непредсказуемым будущим , а социализм - общество с неп-
редсказуемым прошлым . "
Но что бы вот так не было - свобода думания о будущем и о прошлом
формирует богатую ВЛ . Мне кажется , это только так . Убогое разви-
тие , убогая культура - не формируют вот такого видения прошлого и
настоящего . Нет необходимости "поворачивать" ручкой - развивать .
ВОПРОС : Чтобы , допустим, упражнениями развить свое прошлое . Мож-
но придумать там ... допустим , вспоминать прошлые дни , события за
событием . А как вот будущее ?
- Фантазировать . Я вам рассказывал , как группа вот этих вот ме-
неджеров , т. с-ть бизнесменов удивлялась не тому , что я запомнил
- 197 -
там 200 или 300 слов , - они удивились тому , что я вот так вот их
связал ! Вы понимаете ? Просто - ну , имей выбор . Думай , фантази-
руй , придумывай себе будущее ...
У нас у ГРИНДЕРА даже было упражнение : Нужно было 2 часа фантази-
ровать о своем будущем ! Вообще , оно очень пригодилось .
ВОПРОС : Отличается программирование от фантазирования ?
- Сейчас , сейчас об этом будем говорить .
ВОПРОС : Алекс , вот ты показывал - у него была ВЛ вот такая :
- Да .
- Это потому , что у него именно такая была ситуация , что надо
было вспомнить ощущения ...
-Нет , так сложилось ... нет , нет , нет . - Мы одну и ту же си-
туацию вспоминаем , специально . Нет - такая ВЛ . Я сейчас о ней
тоже расскажу .
Это очень интересная ВЛ . Сейчас вот такую ВЛ :
[6.] [6.1.] [6.2.] [6.3.]
Вот такую , на западе , формируют у людей , которые занимаются
социальным проектированием ,- МЕНЕДЖЕМЕНТОМ ,- руководителя . Чем
она выгодна ?
Если такую ВЛ используешь в области своей профессиональной дея-
тельности , - их тоже может быть несколько , так же как стратегий
мышления ,- если используешь такую ВЛ , оказывается : настоящее
/показывает перед собой / __ ___
состояние , представляется картинкой - слайдом , вот таким : |__| ,
будущее - дальше / показ. выше , пер. собой / , слайдом вот таким :
_____
| |
|_____|
Я постоянно вижу настоящее и будущее одновременно и вижу разницу .
Это и есть социальное проектирование .
Вот на Чкаловском заводе , девочка у которой очень хорошо получа-
лось вообще руководить , планировать , продумывать ... Мы посмотре-
ли , а у нее вот такая ВЛ и была . И эта девочка , когда мы ее пос-
тавили на стажировку , сейчас становится начальником
планово-экономического отдела , завода , имени Чкалова . Представь-
те - девочке - 27 лет ! Она умеет это делать . У нее это очень хо-
рошо получается .
Тут разные субмодальности . А почему еще так ?
- Прошлое менее ярко видно , но больше в ощущениях , т.е. больше
будешь переживать что-то все-таки , не просто видеть какие-то свои
т. с-ть прошлые события , а еще немножечко их переживать . Но не
всегда их видно . А будущее вот там-то . Может быть вот так .
Теперь у кого-нибудь из вас обязательно возникла мысль ... Вы
знаете , я долго думал : а вот в чем система различных подготовок ,
- 198 -
вот там ... различных "школ менеджеров" ?
Я знаю , что у меня на тренинге , был мой хороший друг , ведущий
специалист , ведущий консультант системы ТАЙМЕНЕДЖЕРА в Советском
Союзе . Мы с ним ведем совместный курс : " ТАЙМЕНЕДЖЕР и НЛП ".
Сейчас у меня много совместных курсов .Один совместный курс с Вла-
димиром ТАРАСОВЫМ - директором Таллиннской "школы менеджеров", вто-
рой совместный курс вот с системой ТАЙМЕНЕДЖЕР - МЕНЕДЖЕР-СЕРВИС ,
по развитию внутренней временной самоорганизации менеджера-руково-
дителя .
И вот ведущий специалист , главный консультант Тайменеджера в Со-
ветском Союзе ,это у него такая должность , он новосибирец . Мы с
ним дружим давно , он уже пять раз был у меня на курсе ... И мы
сейчас подготовили ... это называется система Тайменеджера . Своими
блокнотиками , записными книжечками и своей философией , "деле-
нием слона на части", организует именно вот такую ВЛ . И все , кто
подготовку в системе Тайменеджера эффективно прошли в течении года
, формируют именно такую ВЛ . Но , оказывается , что эту ВЛ можно
сформировать и не за полгода , а за неделю ! И без всякмх блокноти-
ков .
Самое сложное в системе Тайменеджера это не купить эти блокноты ,
хотя они стоят 400 $ , этот комплект . Даже внутри страны они стоят
400 $ , у нас . ... А , научиться пользоваться .
Так вот купить , это все пройти , 2-х дневный курс , это всего 2
дня .Получить бумажки это 2 дня . Начальник приезжает , открывает ,
два дня на эти вот все блокноты , записные книжки , календари и
т.д. ... А потом человек год учится это все осваивать !
Он не умеет еще так планировать , не умеет вот так слона предс-
тавлять там , и по частям выделять - этот здесь , это здесь , ...
вот так вот . - А когда мы работаем вместе - мы это делаем за неде-
лю ! Потому , что я , помогаю сделать эту временную линию ,- есть у
меня технология , как эту ВЛ сделать раньше ,- а потом блокноты
фактически только помогают человеку упрочить эту ВЛ . Так удобно .
Вот и все .
И он действительно видит настоящее и видит будущее . Настоящее
состояние , желаемое состояние , постоянно видит разницу . Эту раз-
ницу делит на дни - " слона " делит на мелкие части - и каждый день
видит , что сегодня нужно сделать вот это , завтра вот это . А так
делается просто . Там " слон " не досягаем , а здесь слон - вот .
Нужно съесть от него только вот такой кусочек хобота .
Так же как , помните , в книге рекордов ГИНЕССА есть запись , что
человек съел велосипед ...
- Он не целиком его съел . Он просто распиливал его на кусочки , не
заметные железячки , и их съедал ...
... вот это Тайменеджер ... Так же как , кто видел учебники Тай-
менеджера ,- там есть картинка - как нужно представлять себе прош-
лое , настоящее и будущее . ...настоящее ,... будущее .
Обидно , что в системе Тайменеджера специалистов по НЛП еще нет ,
но они , видите - додумались . Работает ! Вот теперь открыли . А
вместе получается очень эффективно .
Т.е. мы теперь даже если разовьем этот курс , мы даже может быть
"переплюнем" всю саму систему Тайменеджер , потому , что - советс-
кое МЕНЕДЖЕР-СЕРВИС . Потому , что они это делают за год , а мы уже
за неделю . Т.е. научить , самое сложное - научить . Что бы человек
пользовался , а не просто имел .
Так . Дальше . Вот я хочу рассказать вам , как примерно ведет се-
бя человек с разными временными линиями . Ну , многие из вас себя
уже узнали , примерно прикинули , как он умеет планировать время ,
- 199 -
как он вспоминает прошлое , и прикинул даже , как у него ВЛ органи-
зована . Тем более , когда вы жестами показываете - где ,. когда у
вас что ,- это уже понятно . " Я помню , я был , я же был там два
года назад ..." - Вот они 2 года - это вот тут .
Для вас , теперь это может пригодиться . По тому куда человек
показывает , вспоминая что-то , можно определить время , когда это
было . И по яркости этого образа , сопоставлению с другими картин-
ками ...
- Слушай , а ты на дне рождения был ... ты промнишь вот это ...?
- Да помню ... /глаза "идут" по
- А ты вот туда-то приходил до этого ...? В Л ... /
- Нет , после ... Да , после ...
Нет ! Он был ДО ! Если вы до этого протестировали ВЛ , как вот та-
кую : , то дальше про времени там ... он может вспомнить более ран-
ние события . Тем более , если он здесь ... ну еще есть другие по-
казатели , ведь он , если он дальше прищуривается ,здесь
действительно больше прищурился - все , значит он видит это дальше,
другим набором субмодальностей . Там .
Можно это прикинуть ... насколько ... Иногда , когда у человека
действительно вот такая ВЛ , я могу с точностью до недели сказать,
что : " Ты вспоминаешь вот такой-то срок ... ?",- " Да , точно ! А
откуда ты знаешь ? Я действительно вспоминал , как 2 года назад ,
отдыхал на Черном море ... "
Ну , там грубо , здесь-то вообще уже "грубятина" получается , Вы
понимаете . Здесь 50 лет , Здесь 40 , Здесь20 , Здесь 10 , а потом
пошло уже т.с-ть поближе - логарифмическая шкала .
Вот поведение человека , скажем - ВЛ ,человека с малоразвитой
культурой [5.1.] :
... Африка . Прекрасный город , современный . Подъезжает авто-
мобиль с богатым человеком . К автомобилю подбегает несколько афри-
канцев и говорят :
- Мы хотели бы отнести ваш чемодан , что бы получить деньги . -
Ну , подрабатывают .
- Хорошо , вот эти чемоданы возьмите , мне нужно вот туда-то
идти .
- А сколько Вы нам заплатите ? " Сколько Вы мне заплатите " -
говорит негр и берет чемодан .
- Я заплачу тебе 2 $ .
- Хорошо сэр . - Он идет с этими чемоданами и думает : " Так .
Вот пирожок стоит 50 центов . Ну , вот я съем ... 2 пирожка , -
больше я не съем . Мне нужен доллар . " Он доходит до половины до-
роги и говорит :
- Сэр , вы видите , я половину дороги прошел ?
- Прошел .
- Вообще-то доллар я заработал ?
- Заработал .
- Сэр , Вы можете мне дать доллар ?!
Он получает доллар и уходит . Он не думает о том , что завтра -
можно будет не искать этого человека , а доллар иметь в кармане .
Найти человека , которому нужно донести чемодан - гораздо труднее ,
чем донести дальше . Но он об этом не думает .
Второй пример . ... Вот она - низкая культура , не продуманность
будущего , не продуманность прошлого .
К стати , религия может быть она развивалась , раз временные ли-
нии очень богаты . А когда религии не стало ...- может нечем заме-
нить свою фантастику , будущее , книг по истории прошлого . А здесь
т. с-ть все .
- 200 -
Второй случай . Индия . Очень много бродячих людей там в Индии ,
вы знаете , что там очень много людей на улицах сидит . Вот один из
таких людей идет в лес , собирает съедобную травку какую-нибудь .
Набирает столько , сколько ему нужно продать , чтобы купить себе на
еду на сегодня . Набирает он пучок этой травки , садится на базаре
, на улице . Сидит и продает этот пучок . Продал пучок , купил на
эти деньги еду , наелся , пошел в лес , лег спать . Завтра он сде-
лает то же самое . На завтра он продавать ее не будет !
Если он просидел и у него не купили эту траву ,- он ее сам съел и
пошел спать . - Ничего не теряет !
Ну , что еще по ВЛ хотелось бы добавить .
Временные линии , место субмодальностей , можно определять не
только по глазам . Вот смотрите еще как :
сидит человек , у него вот такая ВЛ - [6.] - вот такая .
Если он ..., если он ..., - и то не любая ! - ... если он близору-
кий , когда он будет прищуриваться ? - Когда смотрит в даль . Зна-
чит ЭТО дальше . Когда он будет ... т.е. не будет прищуриваться -
когда ближе .
Дальше . Если ... т.е. вспоминаем ... борьбу Айкидо ... ????
При нормальном зрении , что это значит ? - Близко !
Информация приближается ... Вот если , вот он - ... вдох . А если
удаляется - ... на выдохе . Тянется на выдохе . Положение тела : он
тянется телом разглядеть - что там дальше ? Если приближается -
..ап..- отталкивается головой . Т.е. даже положение тела его оттал-
кивается назад . Он вспоминает более близкую картинку .
Дальше . Далеко ^. Близко _ . - Голос ( тембр, высота голоса ).
ВОПРОС : По зрачкам можно определить ?
- По зрачкам - только яркость . Видит ярко - сжаты зрачки . Близко,
тускло , бледно , темно - расширяются . Вот они невербальные кана-
лы , которые мы с вами проходили . Как стройно все складывается !
Правда ?
Так , вопросы ?
ВОПРОС : Формирование ВЛ - методика - до таких пор ?
- Да . Она требует освоения всего - то , что освоено сейчас . От
ресурса до смены стратегий . Только , когда человек все это освоил,
тогда он переходит к этим вещам . Там нужно все знать .
ВОПРОС : А можно ли сжимать ВЛ ?
- Да . Сжимать , расширять - да . Значит здесь вот , я вспоминаю
случай в Бердянске . Подходит человек и говорит :
- Вы знаете , я 2 года назад так изменился . У меня были там потря-
сения жизненные . И они меня так изменили ... Я был таким жизнера-
достным , у меня было все так хорошо , а тут вот , что-то такое ...
как оборвалось . Прихожу как-то на работу - сижу и работаю . Прихо-
жу домой , включаю телевизор - и смотрю телевизор ! И так уже 2 го-
да . Ничего не интересует , скучно ...
Начал крутиться с ним , смотреть - ничего не понимаю . Потом дош-
ло - Временная линия !
- Вспомни , неделю назад .
- Помню .
- Две недели назад ?
- Не вижу !
- Посмотри вперед . Две недели вперед ?
- Не вижу.
- Неделю вперед ?
- Не вижу .
- 201 -
- Три дня вперед ?
- Вижу , но тускло ...
Вот те жизненные потрясения , они уже у него и так сформировали
вот такую ВЛ . Но ,что-то случилось ,что вот так -"чик" : тогда бы-
ло что-то очень плохо в прошлом , что-что очень плохо в будущем -
организм " защитился . Так же , как все равно у обреченного больно-
го такая ВЛ формируется !
Вот этими вот пословицами , поговорками из нашей культуры : "
Двум смертям не бывать , одной не миновать " - говорит себе человек
обреченный и , т. с-ть , спокойно ...
Так вот это все равно формируется , но , вот - грамотно , это
можно ведь сделать гораздо быстрее . Зачем ждать пока человек
стрессом "дойдет до такой ВЛ ! Можно ему помочь - дать ему такой
выбор . Может без стресса у него переключится . Не надо ждать ,
когда он столкнется .Присоединиться и увести его в другую сторону -
может траур будет легче .
Так вот , мы с ним работали наверное часа 4 . Сделали ему другую
ВЛ, - не другую ,- ... я ему " расширил ": " ... Два года ..." , "
... Год ..." . Ну пока так . Ну , сразу не возможно ...
На следующий день он ко мне подошел ( раньше ходил совершенно бе-
зинтересный ) , подошел и говорит : " Слушай , вот как ты считаешь
, если я на следующий год съезжу с семьей вот туда-то ... ? "
Он начинает думать , задумываться , фантазировать о будущем своей
семьи через год . - Все ! Включилось !
ВОПРОС : Ну почему же , Вы , все-таки не даете нам формирование ВЛ
, Ведь мы уже многое знаем ?! - Нет , ну тут так же , как в Айкидо
- есть приемы , которые можно дать лишь тогда , когда человек осво-
ил 10 нужных для этого . И проще его вообще не показать ,чем пока-
зать мельком там где-то , т.с-ть урывками . Он увидит как это дела-
ется , начнет это все имитировать. Лучше я вообще ничего не покажу
ему сейчас . В принципе не покажу ему , какой он . Даже какой он
формы . И сразу скажу , что есть возможность . Вы это вот освоите -
перейдем к следующему . До этого - все равно не получится . Чтобы
играть на фортепиано - нужно освоить сначала аккорды , потому , что
тогда - не сможешь аккомпанировать .
Так . Следующее . Теперь давайте " прикинем " - а что такое МОТИ-
ВАЦИЯ ?
Вот для меня ... , я не буду давать научных определений . Я , для
себя " прикидываю " так - МОТИВАЦИЯ - это то , что идет вот от ту-
да, от образов - от аналогов , и вопреки моей воле , все равно зас-
тавляет меня что-то делать .
Я стою на остановке . Сейчас "подойдет" теплый автобус . Я знаю ,
что он подойдет через 5 минут . Ладно , я дал себе команду - "я
сейчас буду стоять , и не в коем случае туда не взгляну . Буду сто-
ять здесь и читать книгу . Что я здесь хожу , т. с-ть , гляжу на
дорогу ... "
Только я начинаю читать книгу , чуть-чуть отвлекся - чш-ш-ш-..- к
началу остановки , вышел на дорогу , опять выглядываю . - Вот ЭТО и
есть МОТИВАЦИЯ . Ну , я так сам для себя это объясняю .
А как сделать так , что бы уметь формировать мотивацию искуствен-
но , специально ? У себя .
Вот сейчас я вам модель нарисую , я не знаю , как она вам понра-
вится . Она точно укладывается в различные теории эмоций , мотива-
ций и т.д. , и вот мне она нравится . Я давно ее уже использую .
Посмотрите . Если я в будущем , в ассоциированном состоянии ...
Сначала в диссоциированном состоянии ,увидел себя там в будущем ,
- 202 -
вошел в это ассоциированное состояние , увидел , как хорошо будет ,
когда я буду вот здесь - это иметь , этим владеть или этим обла-
дать ,- получил какое-то ощущение , эмоциональный какой-то заряд =
5 единиц . Когда я после этой фантазии , в ассоциированном состоя-
нии - в ассоциированном обязательно , потому , что тогда только его
оценишь - вернулся обратно и здесь в ассоциированном состоянии я
исмпытываю ощущение эмоциональное = 0 единиц ,- появляется мотива-
ция достижения вот ЭТОГО равная разности 5 единиц .
При том , если вероятность достижения этого события мала ( еще
корректируется на вероятность , т.е., малая вероятность увеличивает
мотивацию ) .
Если я вспоминаю какое-то событие из прошлого , там такая же си-
туация : там так хорошо ,- мне сейчас вот так . Разница между тем
хорошо в ассоциированном состоянии и тем , что сейчас - это и есть
мотивация достижения опять этого состояния .
Но вот , я что-то делаю и достигаю этого состояния , попадаю в
это ощущение и ощущение всего = 3 единицы .
Вот разница между тем , как я раньше фантазировал это состояние в
ассоциированном и тем , чтот я сейчас в нем же , в ассоциированном
чувствую - это эмоции . Эмоций здесь будет - минус три единицы . Не
смотря на то , что я выиграл мотоцикл , ... собирался выиграть ав-
томобиль . Я разочарован .
Вы , шли на кино . Вам перехвалили фильм . Выходите - прлюетесь ,
хотя фильм-то хороший . Если вам бы сказали про него плохо , вы
вышли может быть в хорошем настроении .
Эмоция равна разности между тем , что раньше , в ассоциированном
состоянии чувствовал по поводу этого события и тем , что сейчас ис-
пытал . Вот она эта разница , это и всего-то . Либо минус , либо
плюс . Хотел получить четверку - получил пять ,- радость . Хотел
получить четыре - получил четыре ,- ноль эмоций . Получил три -
расстроился .
Причем очень сильно это зависит от вероятности достижения . Дело
в том , что подтверждение прогноза , это не значит - эмоция . Прог-
ноз мог быть в диссоциированном состоянии .
В диссоциированном - ничего не чувствовал , тогда эмоция будет = 4.
Но если я предситавил , предвкусил - как будет хорошо , если я
выйду с четверкой и получил ту самую четверку - эмоция будет ноль .
Я специально и говорил , что в ассоциированном состоянии нужно
себя там представить . Если в дис. , то там ничего не ожидал , -
достиг четырех - 4 ед. эмоции . Но здесь вероятность еще влияет ,
потому , что ... , здесь с коэффициентом вероятности нужно еще де-
лать , ... чем меньше вероятность достижения , тем больше эмоций .
Очень много людей "попадали" т. с-ть , когда узнали , что они вы-
играли автомобиль ... Вероятность настолько низка , что - ...
вж-жить^ - эмоции в верх ...
Здесь можно сделать всяких погрешностей , т.е. так же разных до-
бавок , дополнительных коэффициентов ... , но тем не менее , я себе
это представляю так . Мне это очень помогает .
Что сделать нужно , что бы мне захотелось что-то выполнять ?
- Пострроить ассоциированный образ , пофантазировать его в диссо-
циации , войти в него , оценить - как там мне будет хорошо ,- и те-
перь меня всегда будет туда тянуть . И я буду логикой объяснять как
угодно . Могу себе говорить совершенно другие команды ,- меня будет
туда тянуть , как в теплый автобус . Я предвкусил , как там будет
тепло . Все ! Меня тянет настолько , насколько там теплее чем
здесь .
Остальные коэффициенты добавляются , каждый в меру т.с-ть своей
- 203 -
образованности . Там кучу можно ввести добавочных коэффициентов ,
но в принципе я считаю , что так вот оно и есть . Но не навязываю
никому . И в " НОВОМ Я " мы это использовали .
А теперь , я вам собирался рассказать два принципа , по которым
работают гении . Вот теперь второй признак гениальности .
Оказывается , все гениальные люди умеют вот такое . Послушайте ,
как это все красиво . Не пронятно : то-ли они гениальны потому ,
что они этого достигли - умеют так делать , то-ли наоборот , обрат-
ная связь между этими вещами . Т.е. научились , стали гениальными ,
то-ли наоборот стали гениальными и таким образом научились . Не
знаю .
Он из настоящего состояния - сейчас , фантазирует в диссоциации о
своем будущем . Скажем : через 2 года я хотел бы вот то-то , то-то
, то-то ...
Когда пофантазировал все со стороны , представляет себя уже этим
самым в ассоциированном .
Переживает себя в этом будущем и живет в нем , как в настоящем .
Сдвигается по временной линии , т.е. он придвигает к себе это бу-
дущее , к себе , в ассоциированном состоянии находится здесь. И
после того , как он пережил , как здесь хорошо в ассоциированном
сост. , он смотрит туда - на свое прошлое ( настоящее , но которое
теперь является прошлым - 2 года назад ) и отсюда из ассоциирован-
ного туда смотрит как на диссоциированное . И отмечает : - вот это
я делал зря . Это я делаю правильно . Это способствует . Это пре-
пятствует . И когда он на уровне логики все это увидел , - возвра-
щается обратно и это для него программа для адрефреминга "НОВЫЙ Я".
Делает это он постоянно . Совершенно интуитивно , постоянно про-
ходит эту процедуру вот по такой технологии . Ведь сейчас , глядя ,
скажем на два года назад , посмотрев на себя в диссоциации , - вы
же можете сказать : что вы делали зря , с кем познакомились зря , к
чему зря пошли ... , а вот это не доделал зря , с чем нужно было
упорно позаниматься ...
Сейчас-то можно сказать о прошлом в диссоциации .
Так вот - гениальные люди , оказывается , умеют делать это вот
так : конструировать из будущего ...
Техника называется : " ТЕХНИКА ВЗГЛЯДА ИЗ БУДУЩЕГО ". Вот я ее
так называю . Фактически в " новом Я " мы все это использовали .
И с одной стороны : он от туда лучше видит ,- что нужно ( со сто-
роны-то лучше видно - что человек делает правильно или не правильно
) , тем более оттуда из будущего , когда он уже этого достиг .
И во-вторых он себе мотивирует , что он этого достигнет . У него
появляется мотивация , которая будет его туда стремить все время .
Это вот качество способствует гениям в их развитии . Главное ,
чтобы не препятствовало .
Ну , каждый из вас может стать гением и без этого !Вы понимаете .
Так . Эту технику прошли тоже .
Все , теперь упражнения по сегодняшнему дню .Вот по этому занятию
шестому:
УПРАЖНЕНИЕ 6.1. ПФТ-5 с минусом модальностей , - понятно . " Покру-
тить " субмодальности , посмотреть как их меняют ощущения , отноше-
ние к этой картинке .
УПРАЖНЕНИЕ 6.2. Избирательное внимание или "селектор", тренировка
аудиальной субмодальности . Так же как есть "селектор" по визуаль-
ной , на этих фигурах вот , - тренироваться видеть то контур , то
... - тоже избирательное внимание .
УПРАЖНЕНИЕ 6.3. Карта временных линий . - По поспрашивать своего
- 204 -
партнера , по одному событию . Вспоминать себя в ассоциированном
состоянии вот в этих ситуациях . Одно и то же событие прокрутить по
времени и посмотреть , как это двигается . А сам человек пусть
"прикинет" какие там еще субмодальности . Выяснить не только место
, но и параметры изображения , звука и т.д. ;
УПРАЖНЕНИЕ 6.4. " ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО " .