ЗАНЯТИЕ N 1.
ВНИМАНИЕ !
Я прошу всех обратиться сейчас внутрь себя и честно сами себе
попробуйте ответить на следующие вопросы:
-Каким уровнем владения практической психологии,..работы с чело-
веком или с собой, вы владете в настоящий момент?
-Что бы изменилось, если бы психология, как наука , не была раз-
вита сейчас вообще? Насколько бы каждый из вас, от этого больше или
меньше умел? Насколько бы это изменило ваше поведение?Насколько
меньше бы у него было недостатков, комплексов, зажимов,психологи-
ческих проблем?
Оцените для себя:-сколько процентов коммуникативного опыта,прак-
тических приемов общения с человеком, вы получили из психологии,
как науки,а сколько процентов - из личной практики или общения с
другими коммуникаторами.
Теперь более простые вопросы:
-Знаете ли вы, каким словом нужно обратиться к человеку,который
пока вам совершенно не знаком, и стоит напротив вас?
-Знаете ли вы о нем,как он планирует свое время,насколько он са-
моорганизован? Каким словом нужно обратиться к нему, чтобы убедить?
А каким словом обратиться, чтобы он вас стал лучше понимать?
Попытайтесь для себя сейчас сформулировать фразы,правила, которы-
ми вы алгоритмизировали-бы приемы составления текста, который дол-
жен воздействовать на вас, и на другого человека.
-Знаете ли вы сейчас, какие исправления нужно делать в рекла-
ме,постановлении, приказе, лозунге,листовке,чтобы этот документ
стал более эффективен, и мотивировал того, кто его читает,на те
действия , которые там спрограммированы?
-Знаете ли вы , как расширять, или сжимать время,для того, чтобы
использовать это для своих нужд?
-Ощущали ли вы когда-нибудь,последние 5-10 лет,какое-нибудь такое
состояние,которое для вашего тела, было бы совершенно необычным?
-Насколько вы знаете приемы мобилизации памяти, приемы самопрог-
раммирования ,приемы снятия эмоционального стресса, с себя и друго-
го человека?
-Можете ли вы сейчас запомнить с первого раза список из 100 слов?
-Можете ли вы сейчас запомнить с первого раза двадцатизначное
число?
-Знаете ли вы на уровне технологии, принципы предъявления инфор-
мации другому человеку? Как сделать информацию ближе ему, понятней?
Как сделать так, чтобы она была ему более интересной?
-Как увеличить яркость и четкость представлений человека о
чем-то, и замотивировать его на какое-то поведение?
-Знаете ли вы, как замотивировать человека на поведение,так, что-
бы он этого не заметил?..Или,говоря на уровне сознания с ним о со-
вершенно противоположном?
Вот сейчас, мне хотелось бы , чтобы вы запомнили это состояние,..
то состояние, которое сейчас у вас есть,...и запомнили ответы, ко-
торые вы сами себе дали на мои вопросы!
В конце тренинга я задам вам, те же самые вопросы.
Когда-то Герберт Стенсен сказал очень правильную фразу:"Величай-
шая цель не знания,а действия!". Вот давайте эту фразу сделаем фа-
булой нашего семинара...чтобы здесь реально чему-то научиться!
Но в основном даже,не научиться каким-то приемам,техникам воз-
- 18 -
действия на человека,на себя, самопрограммирования,а ...сделаем фа-
булой фразу:"Нучиться учиться!".
Мы не сможем здесь за пять дней освоить все, как за месячный
курс. Но мы сможем разобрать - как учиться,..каждому приему, каждой
технике,каждому навыку.
Если у вас будет желание это продолжать,-вы будете иметь такую
возможность.Если у вас будет желание потом продолжить этой-же груп-
пой, то я думаю, что такая возможность у нас тоже есть.
Посмотрите сейчас на меня внимательно:
(Играет диалог двоих собеседников)
-Как настроение? -Хорошее.(Мимика соответствует плохому настрое-
нию).
Вы получили две информации о моем настроении. По аналоговому, и
вербальному каналу, вы получили две информации. По аналоговому ка-
налу(невербальному),вы получили такое сообщение /Ха/...по вербаль-
ному вы получили сообщение вот такое/Хз/.
А теперь. Какому сообщению вы поверили?..-вот этому!/Ха/.
Давайте разберем сейчас с точки зрения абстрактой физиологии,
психофизиологии,как же это все произошло?
Так уж устроен человек, что у него есть два полушария.Левое и
правое.Структурно можно педставить себе, что когда человек думает
слово "ключ",-то межполушарная ассимметрия распределяет информацию
так:
-Здесь человек "ключ" представляет в виде ключа,..аналогого об-
раза/правое полушарие-Ред./....- аналог ключа.
_____
/ лев \ - левое полушарие
"ключ" - /_______\ (знак)
_______
@----* - \ прав / - правое полушарие
Аналог \_____/
ключа
Что такое аналоговая информация? Это изображение,..ощущения при-
косновения к ключу,..звук падающего ключа,..щелкание затвора когда
ключ поворачивается,..холодная поверхность, гладкая поверхность,..-
--вот это все вместе называется "ключ".В правом полушарии полушарии
-это "ключ".
-В левом полушарии информация хранится по другому. Там информация
хранится в виде знаков. В виде знакозаменителя вот этого аналога,..
вот этого предмета - "ключ".
Если в реальном мире существует только, ключ как предмет,т.е. как
аналоговая информация,..то в левом полушарии существует особенная,
идеальная форма. Там существует знак, ...заменитель. Притом и в ви-
де письменном, как слово "ключ", ..и в виде устном, как набор зву-
ков,произносящих слово "ключ",..составляющих слово "ключ".
Когда мы получаем информацию из внешнего мира, мы эту информацию
получает вот сюда /правое полушарие-Ред./.
В процессе развития человека, вспомните свою объективность, как
происходит освоение вот этого знакового мира?
Формирование второй сигнальной системы...
Я даю ребенку яблоко. Он видит красное яблоко. Чуствует прикосно-
вение, даже на зуб обязательно попробует,..на вкус,на хруст.Получа-
- 19 -
ет в правом полушарии набор аналоговых образов-"яблоко".
И в этот момент я ему говорю:"Яблоко!".Этот набор звуков,..снача-
ла только набор звуков,т.е.тоже аналог,постепенно условно-рефлек-
торно связывается с этим образом.С аналоговым образом яблока.
Второй раз дал, третий раз дал, четвертый раз дал...На пятый раз
я ему даю яблоко, и у него чисто рефлекторно в голове звучит этот
набор звуков-"яблоко". Этот набор звуков, раз он там звучит, ребе-
нок начинает подбирать внешней речью, звуками,..он перебирает все
звуки, и в конце концов он говорит так , как нужно.
Он здесь копирует еще наши движения губ.Он здесь копирует наше
придыхание,..он копирует наши жесты,..и постепенно осваивает слово
"яблоко".
Сначало это слово , существует вместе с этим образом.И это будет
до 5- 6 лет.Вот это и называется в психологии "эйдетикой".Эйдети-
ческая память, ..когда каждому слову соответствует набор аналоговых
образов.
В 5-6 лет это пропадает.Почему?
Дело в точ, что эксперименты по реконструкции речевого аппарата
первобытного человека,показали,что первобытный человек мог разгова-
ривать и думать - только 3 фонетических знака в секунду.Современный
человек может думать - 30 фонетических знаков в секунду.
За счет чего это возможно? Дело в том, что если человек будет ду-
мать знаками,и каждый знак будет сопровождаться комплексом ощуще-
ний,звуков, и изображений,...вот эта-вот смена образов, она будет
замедлять мыслительную деятельность.
И постепенно, с формированием речи, ..у ребенка это происходит к
5-6 годам,..а у человека это произошло,когда появилась письменная
речь,..каждый раз появление вот этого аналога (образа слова),при
речевой функции, при мышлении человека, логическом мышлении челове-
ка, вот этот аналог переходит в область ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО (по Фрей-
ду предсознательного),...-в предощущение образа слова.
И только за счет того, что это предощущение ушло в подсознание
(предсознание),....-оно отличается тем,что при желании человек мо-
жет этот образ создать,-..но при нормальной скорости мышления-эти
образы ТАМ.Они предосознаются,но тем не менее в явном виде их соз-
нание не представляет!
Фактически вся информация хранится вот тут/пр. полушарие-Ред./. И
каждый раз,мы строим аналоговым образом знаковые комбинации.
Вот ..здесь хорошо известен один из самых популярных эксперимен-
тов с гипнозом, когда человеку находящемуся в кругу друзей,в до-
ме... в гипнозе ввели такую команду:"Когда ты выйдешь из гипноза,в
постгипнотическом состоянии, ты пойдешь вон туда, возмешь зонтик, и
на веранде будешь с этим зонтиком стоять! Раскроешь его, и будешь
стоять!".
Человек вышел из гипноза.Начал ходить . Потом действительно взял
в руки зонтик,..крутит его в руках,..выходит на веранду и его отк-
рывает.Его спрашивают:"Ты зачем открываешь зонтик?". Самое интерес-
ное, что в этот момент человек абсолютно сознательно уверен, что он
самостоятельно сейчас принимает решение. По поводу того,что он бе-
рет зонтик сам....Что он ему действительно нужен.
Всю свою логику потом, он использует для того, чтобы объяснить:--
--Зачем он этот зонтик сейчас открывает?.
Но поведение, -мы- его сформировали заранее.Т.е., фактически,
свое аналоговое поведение, он сейчас пытается логически объяснить
словами.
В связи с тем, что внешний мир - он аналоговый, и те образы, ко-
торые мы получаем, отражаются в правом полушарии в виде анало-
- 20 -
гов,...постепенно, с развитием мышления, у человека формируется еще
одна система отражения мира, которая называется ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ. И существует она как-бы вне аналоговой части.
На самом деле , эта аналоговая часть у нее присутствует,и посто-
янно работают аналогово-знаковые процедуры,(назовем их процедурами
Аналог-Знак),которые переводят аналог /А/ в знак/З/, и "З" - в "А".
Давайте назовем процедуру перевода "А"-в "З" --прямой процедурой
/П/, а обратной процедурой/ОП/--назовем процедуру перевода "З" - в
"А".
П = А -> З ОП = З -> А
Ментальные процессы человека, процессы мышления,..они связаны с
постоянным переходом одного в другое.Т.е., постоянное перетекание
из "А" - в "З", и из "З" - в "А".
Я вам говорю:"Яблоко..",- у вас тут же возникает образ, ощуще-
ния,и..весь комплекс аналогов/А/, соответствующих "яблоку".Появился
этот образ - у вас...вы можете сами, не осознавая этот образ, выво-
дить это слово "яблоко".
Эти процедуры происходят постоянно туда - сюда,
_______
/ лев \
/_________\
/|\ |
| \|/
___________
\ прав /
\_______/
..но в этих процедурах возможно допущение искажения.Вот одно из
этих искажений я вам только-что продемонстрировал...Если я вижу яб-
локо и говорю:"Яблоко!",- искажения никакого нет...Тот "З", который
соответствует этому "А",--мною подуман и произнесен.
Но если я , собрался от вас скрыть, что я думаю о "яблоке",.. и
говорю:"Груша",-то будет уже 2 информации...Здесь(в голове) возник-
нет перевод "яблока"/А/ - в "яблоко"/З/,но!..Я сформулирую сло-
во:"Груша".
_____
"Яблоко" / лев \ ------> "Груша"
знак /_______\
_ _
/|\ /|\
| |
_________
Яблоко \ прав /
Аналог \____ /
Вот тоже самое произошло, когда я сказал, что у меня очень хоро-
шее настроение.
Здесь/пр.полушарие-Ред./ у меня настроение плохое.Сюда/лев.полу-
шарие-Ред./, это переводится знаком/З/ "плохое настроение",..если я
действительно чуствую себя плохо, формируется слово "плохо",..но я
это слово перебиваю , как-бы, и говорю другое слово.
Левое полушарие, в связи с тем, что там находится центр ре-
чи,..центр письменной речи,центр воспринятия речи,воспринятия пись-
менной речи,..левое полушарие формирует свою информацию, на основе
знаковой информации, и..передает этот "З" во внешнюю коммуникацию.
(Пока мы говорим только о нормальных правшах.)
- 21 -
Правое-то полушарие тоже информацию хранит,..совсем другую,-здесь
отрицательная информация!
Мы знаем, что правое полушарие управляет эмоциональной сферой.Де-
монстрацией эмоций..появлением эмоций,..Правое полушарие демонстри-
рует то, что в нем хранится через Аналоговую информацию!
Т.е. фактически, то,что мы продемонстрировали,- "У меня очень хо-
рошее настроение..",-вот моя гримасса рождена правым полушарием,а
слово , которое я вам сказал,...это слово, которое рождено в левом
полушарии.
Делаем следующий шаг.
Если здесь /пр.и лев.полушария-Ред./ существуют разные информа-
ции,то.. а мы знаем, что правое полушарие управляет еще и левой
стороной тела,...а левое полушарие управляет правой стороной тела.
Фактически, кроме того,что моя эмоциональная реакция соответству-
ет тому, что находится в правом полушарии,- эта эмоциональная
реакция будет асимметрична.Она будет больше выражена на одной части
тела(левой) и меньше выражена на другой(правой).
Притом здесь интересная закономерность!..Давайте введем еще два
термина..
Вся та , аналоговая невербальная информация, которая имеет воз-
можность проявляться только всем телом,..мы ее назовем МОНОКАНАЛЬ-
НОЙ АНАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ /МКАИ/. Моноканальной,т.е. может демонс-
трировать только все тело...Что мы к этому отнесем:
-учащение сердцебиения; -дыхание;
-потоотделение; -движение головы;
-поза; -покраснение тела;
-раскачка тела; -"волосы дыбом"
-т.е. все то,что демонстрируется всем телом, и не может быть
продемонстрировано разными половинами!..Это - "МКАИ".
Но есть еще СТЕРЕОКАНАЛЬНАЯ АНАЛОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ /СКАИ/.--У меня
морщинка может появиться на левой стороне лица, или правой.И дви-
нуть я могу рукой либо левой, либо правой.И улыбнуться я могу боль-
ше левой стороной, и больше правой!.. И покраснение кожи у меня мо-
жет быть здесь/лев./,или здесь/прав./...И раскачивать я могу одной
рукой..И сжимать я могу другой кулак..Это все - "СКАИ".
Т.Е. "СКАИ" бывает ЛЕВ., и бывает ПРАВ..Ну понятно почему сте-
рео..--два разных сигнала идут на разные каналы!
Теперь дополняем эту схему.
Если я имею,вот эту,информацию в правом полушарии,эта информация
правого полушария демонстрируется внешне на теле, через МКАИ,..(по-
тому, что общеэмоциональными реакциями управляет правое полуша-
рие,)...И через ЛЕВ.СКАИ !(Через реакцию левой стороны тела.).
А то, что я говорю речью, как бы дублируется на уровне тела, че-
рез ПРАВ.СКАИ.
ВОПРОС:Для разрядки, по этому поводу есть хороший пример....Пришла
беременная (6,5 месяцев).Врач говорит:"Сядьте пожалуйста на пол."
Женщина садится.Вопрос для аудитории:"Кто у нее будет, если она ся-
дет на левый бок и встанет,..кто у нее будет если она сядет и вста-
нет через правый бок?"
-Ну, эмоциональные девочки..
Разгадка простая. У девочек формируется левая лобная доля сначала,
а у мальчиков правая.
Теперь. В каком виде это все будет проявляться? Ну например..Если
пришел лектор, и начинает что-то говорить..(на лекции)..
- 22 -
Если он при рассказе жестикулирует правой рукой,--это значит, что
он , вообще, логически сейчас сопровождает рукой свою речевую ак-
тивность,но!..эмоционально на уровне аналогов и эмоций то,что он
говорит, - он не переживает!
Когда он "входит в раж",в пыл лекции,- он включает вторую руку,
и движения становятся симметричными.Т.е. здесь/лев./ и эдесь/прав./
информация одна и таже,..и с одинаковой четкостью и яркостью она
представляется.Он очень симметрично действует, и это тут же вызыва-
ет у слушателей больший интерес.
А вы не видели, никогда Горбачева в последние годы?Последние 2
года....Вот завтра на Съезде посмотрите! Что с ним происходит?--
--Он очень волнуется,...но старается держать себя в руках. (Держит
себя в руках-то логикой..) Типичная его жестикуляция--он правой ру-
кой держится за что-то,а левой рукой жестикулирует...Человек волну-
ется, эмоционально взвинчен,- но держит себя в руках.
Дальше.
Вспомните все изображения Ленина, которые существуют...Человек
последние годы жил без правого полушария.Правое полушарие атрофиро-
валось у него.Эмоций нет вообще! В связм с этим у него не было даже
контакта с теми единомышленниками, которых когда-то он за собой ув-
лек...Увлек своей конгруэнтностью, симметричностью,..Левая рука
всегда внизу, всегда висит!
ВОПРОС:Но он же плакал в этот период?
Дело в том, что у него-же не просто отрезали, как это бывает,.. у
него постепенно функции правого полушария взяла на себя часть лево-
го.Но тем не менее, в его мышлении, статьях последних лет,-эмоций
уже нет. Там одна логика.Чистая логика без эмоций,это--наука для
машин. Там нет эмоций.
Поэтому, может быть, мы и встали перед такой проблемой,что мы
построили общество на уровне логики,а на уровне эмоций - оно не
воспринимается! Мотивации-то нет!
И поэтому он потерял своих единомышленников. Когда он за собой
всех вел, а вел-то он к революции...он был очень конгруэнтен и сим-
метричен. Симметричное поведение - оно вызывает сопереживание! Оно
осознается подсознательно.Оно чуствуется, как поведение очень иск-
реннее.
Вот поведение ассимметричное, оно не чуствуется, как искреннее.
Подойдите к маленькому ребенку и улыбнитесь ему правой стороной
лица.Он на это на отреагирует никак.Улыбнитесь левой стороной лица,
-он вам улыбнется в ответ.Улыбнитесь симметрично - он улыбнется еще
больше!
Посадите его через зеркало, чтобы он вас видел в зеркале - и бу-
дет все наоборот.
Вы никогда не видели фотографию.. в учебниках психологии они час-
то приводятся,..фотография сделанная из двух левых половин челове-
ческого лица, и фотография - из двух правых. ЭТО РАЗНЫЕ ЛЮДИ !
Посмотрите на себя в зеркало через двойное изображение. И вы себя
не узнаете.Это другой человек. Он совсем по другому себя ведет.Вот
для этого и существует видеотренинг, чтобы человеку показать, как
он выглядит в глазах других. Потому, что когда он улыбается в зер-
кало,- ему кажется, что он улыбается экологично, симметрично...иск-
ренне.А люди-то видят его наоборот. Поэтому то, что видишь в зерка-
ло,это не то, что видят другие люди.И вы это каждый на себе
осознавали.
Теперь давайте проанализируем, что такое улыбка вообще,и вспомни-
те это правило психологическое,- "ПРАВИЛО ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ЛИЦА"-оно
называется.
- 23 -
Искренняя улыбка.Она симметрична и на глазах,и на лице (на губах).
Т.е. все будет симметрично, симметричные морщинки, симметричные
морщинки вокруг глаз, симметричные складки вокруг губ.
Искусственная улыбка.Это сдержанная улыбка. Это улыбка Джоконды.
Она улыбается левым уголком, чуть-чуть,т.е. у нее внутренняя улыб-
ка, которую она старается не демонстрировать.Вот в этом и тайна ее
улыбки.
Самое интересное, что самый простой тест на экстравертность и ин-
травертность,-это тест по морщинкам на лице.
Посмотрите на меня. Какой частью лица я больше улыбаюсь?Конечно
правой. Кто правой больше улыбается - экстраверт. Ему надо больше
продемонстрировать, чем пережить.Правда?
Интраверт - он больше переживает, чем демонстрирует.Он все время
сдерживает внутренние эмоции,перед предъявлением внешнему миру.Мор-
щинка слева в основном у интравертов.
Если левша, я здесь вообще не берусь судить.Вы знаете,что сущест-
вует много видов левшей, и там черт ногу сломит.Сколько их там ви-
дов: асциляторы;переученные левши; переученные правши;....притом и
простые левши бывают разные по полушариям, по глазу, по руке, и т.д.
Теперь. КАК НАШ МОЗГ ЭТО ВСЕ АНАЛИЗИРУЕТ,ЧТОБЫ НАМ АЛГОРИТМИЗИРО-
ВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯЩИЕ В ГОЛОВЕ.
Примерно так:..
Второй коммуникатор, если конечно он имеет два полушария,...на
левое полушарие он получает информацию знаковую,в виде речевого
письменного или устного текста.Но! Эту информацию он только слышит.
Он начинает ее понимать, только когда он строит вот эти Анало-
ги/"А"/.Т.е. когда проходит обратная процедура /"ОП"/,- из "З",в
"А"...Хотя бы на предсознательном уровне.
Вот этот "З" он перевел в "А", за счет своей внутренней процеду-
ры. Если мы общаемся в одном обществе, то естественно у нас общее,
такое коммуникативное поле,..(чтобы не было , как у болгар).., то
он формирует вот этот "А" на основании "З",соответственно принятому
вот здесь, в этой социокультурной сфере,-- аналоговому обозначению
эмоций.
Фактически. Положительная эмоция - "У меня хорошее настрое-
ние!",-формирует у него вот здесь/ пр.плушарие/,-и собственный и
внешневизуальный образ положительной реакции тела.
Но глазами-то ( на правое полушарие непосредственно) - видит от-
рицательную реакцию тела собеседника.
И вот когда эти два образа не совпадают,("+",который сделан "ОП"
из слова, и "-", который пришел напрямую через глаза),возникает не-
доверие к информации!
Естественно мы это все не осознаем.Это просто интуитивное недове-
рие-"Что-то не так!".
Если здесь (напрямую) пришла такая-же информация,возникает дове-
рие. Т.е., я сопережил слова точно так-же,как человек это пережива-
ет сам.Но..это в рамках одной социокультурной системы.
При этом мозг проводит сравнение двумя путями.(Так можно упрос-
тить).
ДВА ПРИЗНАКА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ.
Что такое неконгруэнтность?
Это когда вот эдесь (лев. полуш. первого),либо специально, либо
искусственно введено искажение.Т.е.,когда "З-1" =/= "А-1".
Знак не соответствует Аналогу!
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК НЕКОНГРУЭНТНОСТИ.
- 24 -
МКАИ =/= вербальной информации.Т.е. общая реакция тела сопостав-
ляется со словами, которые человек сказал.
ВТОРОЙ ПРИЗНАК НЕКОНГРУЭНТНОСТИ.(т.е. искажения информации при
передаче ее знаком)
Левая СКАИ =/= Правая СКАИ.
.....Если это неравенство (одно или второе ) обнаружено,--возни-
кает недоверие,отторжение, но при этом доверия больше аналоговой
информации. Той информации, которая была получена через аналоговый
канал.Т.е. ЛСКАИ и МКАИ.
Вот это признаки неконгруэнтности.Но ! ..Самое интересное, что
обратное НЕ ВЕРНО.
При равенстве, тут же возникает вопрос о точности измерения.Т.е.
может быть эта неконгруэнтность была на уровне правой и левой пят-
ки,а я этого просто не увидел.
У каждого ответа "ДА" или "НЕТ",существуют особые аналоговые пат-
терны реакции тела. И иногда с помощью видеозаписи лица челове-
ка,удается проследить следующее:..Ну когда человек действительно
очень эмоционален...Он говорит "ДА", и у него при ответе "ДА"--со-
ответствует какой-то определенный паттерн изменения.Морщинка, изме-
нение цвета,..И на ответ "НЕТ", совершенно другая реакция. Другая
морщинка,другое искажение, другое покраснение, другой жест рукой,
другое движение пальцев,...Так вот, когда человек думает-"ДА",а от-
вечает- "НЕТ",то левая часть тела, реагиртует--как "ДА".
И вот эту ассимметрию тоже можно увидеть.Иногда даже визуально.Но
это зависит от наблюдателя.
Эта часть понятна? Вопросы!
...В стандартном НЛП вот этого нет. Самое интересное, что Гриндер и
Бендлер никогда не читали Павлова. Слово "вторая сигнальная систе-
ма", когда мы им про это рассказывали,- для них было откровением.
ВОПРОС:Остапа Бендера можно причислить к первым Нейро-Лингвистам?
-Нет! Я бы его причислил к сверхкоммуникаторам!Он не выводил эти
паттерны, - он их использовал.
ВОПРОС:А Кашпировский?
-А вот Кашпировским мы будем отдельно заниматься.
-А Чумак?
-А Чумаком мы заниматься не будем.Он шарлатан.
Мы разобрали, что существует 2 канала передачи информации между
людьми.Один канал вербальный, и второй невербальный.Вербальный ка-
нал - это то, что передается языком, Но!..Но не все, что мы говорим
языком - это вербальный канал!
Кроме семантической составляющей речи,..в речи ведь есть еще и
экстралингвистическая информация...Интонация голоса, громкость, па-
уза, интонация фразы,..(ведь если вопрос задан по английски,- вы же
понимаете, что это вопрос!)..Если магнитофонную ленту с речью прок-
рутить наоборот,то оказывается, что мы не понимая там ни одного
знака,--мы понимаем интонацию, и настроение человека...Хотя знаков
нет.Т.е, невербальная информация, Моноканальная --это еще и экстра-
лингвистические параметры речи.
Есть СКАИ и МКАИ - аналоговая невербальная информация.Стереока-
нальная, это то, что может демонстрироваться правой или левой
частью тела, причем поразному. А Моноканальная, это то, что демонс-
- 25 -
трируется всем телом.(Это дыхание, поза,бросание в дрожь, пот и
т.д.)
Психологам здесь практически слушать было нечего потому, что они
все это знают.Остальные, я думаю не на уровне вот таких формул, то-
же представляют.
Проверка на неконгруэнтность информации идет следующим образом:..
Знаковая, вербальная информация проверяется на МКАИ,т.е. содержание
фразы, сразу сопоставляется с интонацией этой фразы.
А левая СКАИ, сопоставляется с правой СКАИ.Если где-то несоот-
ветствие - сразу возникает ощущение неконгруэнтности, и недоверие к
информации.
Вот эта процедура.. Прямая процедура /"П"/,которая переводит "А"
в "З", ..она в любом случае ведет к потере информации.
Помните у Тютчева:"Мысль произнесенная - есть ложь".
В любом случае то,что здесь/пр.полуш./ появилось, полностью быть
описано словами не может.
Вы увидели образ ЯБЛОКА. Вы можете сказать:"Яблоко..",- но тем не
менее, там это яблоко зеленое, вот такой формы, ..вот такие пара-
метры..Все это словами не передашь никогда.
Вот эта процедура "П", перевода "А" в "З", будет способствовать
пониманию между этими двумя людьми..-- только, если обратная проце-
дура "ОП", -"З" в "А", такая-же , как вот здесь (у первого)-прямая.
Давайте назовем процедуру , которая "А" переводит в "З",а этот
знак в такой-же "А",вот эту прямую и обратную процедуры, давайте их
назовем ПОДОБНЫМИ.
У каждого человека сейчас , когда он думает о яблоке:"А ябло-
ко-это вот такой образ, ... и вот этот образ - это яблоко". Прямая
"П" и обратная "ОП" процедуры, - они подобны, потому, что они вызы-
вают тот-же самый образ и то-же самое слово.
Но с течением времени, эта процедура может измениться. И в этом
есть диалектика развития человека.Каждый раз понятие обогащается
новым образом, а новый образ - новым содержанием.
И не случайно, запись которую вы сделали сегодня в виде значка,
через полгода, мы ее даже не можем понять.Потому, что за это время
наши процедурные характеристики, "П" и "ОП", - не сохраняются пос-
тоянными. Они меняются, меняются, меняются,...За счет этого мы и
развиваемся. За счет этого и развивается мышление.
В течении времени каждому понятию соответствует более определен-
ный набор образов, -- а каждому образу соответствует более опреде-
ленное название. Т.е.,сначала для нас все круглое было яблоком, а
потом..потом..это уже мячик, это яблоко,это фрукт какой-то,и т.д.
Теперь прикинем.Вот ...ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ...в совокупности..ведь
знаковые системы есть не только у человека.Они ведь есть еще и у
животных..... Эта знаменитая фраза:"Думающие животные..".У животных
есть знаки. Они общаются с помощью знаков.
И вы знаете, что у приматных форм ,(Приматные формы, это все фор-
мы на верхушке какого-то дерева.Среди человекообразных - чело-
век,ниже шимпанзе и т.д. .Здесь муравьи , здесь пчелы...в основном
коллективные формы.), так вот у приматных форм у всех есть знаковые
системы.
Но! Являются ли они ВТОРЫМИ СИГНАЛЬНЫМИ системами ?Являются ли
они МЫШЛЕНИЕМ, в полном смысле этого слова?
И вот здесь можно сделать вывод только в таком плане:..Дело в
том, что у человека "А-З"-е "П",вот это количество переходящее в
качество, т.е. набор знаков ,который есть у человека развившегося,
- 26 -
достаточен для того, чтобы описать все явления внешнего и внутрен-
него мира.Или основное число явлений внешнего и внутреннего мира.
Согласитесь. Мы говорим речью..,речью..,речью..И когда возникает
какое-то явление, которое мы описать не можем, ....мы тут же "это"
(явление) показываем.
Как он это сделал?Как он сделал это движение?..Если я не врач,
и я не знаю,что вот это движение называется СУПЕНАЦИЯ,..А вот это
движение называется ПРОНАЦИЯ,..А вот это движение называется РОТА-
ЦИЯ,..То я эти движения смогу показать:"А вы знаете - он сделал вот
ТАК".(И показываю движение). Я тут же перехожу на аналоговый уро-
вень передачи информации.
Так вот, у человека качественный скачок произошел от того, что
человек может большую часть внешнего и внутреннего опыта, за счет
колличества знаков -- передать при коммуникации другому, и описать
знаковой системой.
И второе различие. Ни у одного животного, нет ГЛАГОЛА. Т.е. чело-
век сделал шаг за счет того, что он описывает не только предме-
ты, -- Знаками,....это яблоко, это то-то, и т.д., --- а и процессы.
Можно процесс назвать опредмеченно.Но тем не менее процесс, или от-
каз от процесса (слово НЕ),- есть только у человека. За счет этого
был сделан скачок. Т.е. можно описать процессуально, даже не говоря
о предмете.
Что такое ЗНАК. "З" - это заменитель объекта.Заменитель вот этого
Аналога "А".Каждый раз говорят "яблоко", и мы все подразумеваем,
что это такое.
Возникает близкий образ этого предмета. Но насколько близкий?
Давайте я вам скажу фразу:
"Вот там за дверью Петр ненавидит Марию!"....А дальше каждый ду-
мает в меру собственной испорченности.
И образ Аналоговый, который возник у каждого из вас, - будет раз-
ный. Вывод будет разный, и ваши действия тоже будут разными. Это
значит, что независимо от того, что я сказал вам всего одну фразу,..
вы эту фразу услышали..и Аналоговый образ , который возник у вас
вот здесь /прав.полушарие/ - совершенно разный.
Действия ваши будут вызываться вот отсюда /пр.полуш./.И потом,
когда вы вынуждены будете это явление Аналоговое,( которое у вас в
голове сейчас появилось в правом полушарии), объяснить более под-
робно, -- каждый эту картинку опишет так , как она ему здесь/пр.по-
луш./,-привиделась. Т.е. так, как ему сделала "П".Слово "ненави-
дит", перевело в тот образ который у вас с этим словом связан.
А образ у всех разный!
Так вот оказывается:..что если мы коммуницируем,--каждый раз при
коммуникации мы подсознательно рассчитываем, на то, что человек,
которому мы доверяемся при общении, - понимает это слово точно так-
же как и Я. Т.е. имеет обратную процедуру "ОП", подобную моей.
Но может ли это быть в принципе?
Вот у меня есть несколько знакомых пар близнецов.Хотя все объекты
в детстве видели вместе,но!..Один сидел вот здесь/прямо перед/,а
другой сидел вот здесь/сбоку/. Мама сказала:"Дети.Вот это очень хо-
рошее!". Один видел это кругом, а второй уже не кругом. Другой это
видел уже квадратом.Или какой-то округленной поверхностью.
И в результате слово-"хорошее"-у них связано с разными образа-
ми.Одинакового сенсорного опыта, не может быть даже у близнецов.
В связи с этим.Прямая процедура "П" может быть подобна обратной
"ОП",только сейчас , в данный момент вот у этого второго человека.И
то, что мы считаем, что наш партнер по коммуникации, понял нашу
- 27 -
фразу точно так-же, как понимаем ее мы,..- это иллюзия.
Если мы раньше обучение строили на том, что :-вот они говорят те
же самые слова, значит они все выучили. Эффективная коммуникация, -
это та коммуникация, которая обеспечивает равенство Аналоговой ин-
формации.
Если мы передали Аналоговую информацию,независимо от того, какими
Знаками это было передано,-- это будет эффективная коммуникация!
...У меня начальник на работе, говорит:"Алексей, ты знаешь? Вот
там вон в главном корпусе, пойдешь вон там , ну понял? Там вот
..гм, да здесь,.. лежит. Возьми. Принесешь сюда. Потом..ну, там об-
работаете.Понял, да? Потом мне покажешь."/Рассказ сопровождается
показом человека который говорит все это, как-будто видит перед со-
бой всю последовательность действий-Ред./
Я все сделал.
Когда он начинает ругаться , чтоя взял не то и обработал не так,и
т.д...кого ему винить на самом деле?Он думает, что я сижу напротив,
с другой стороны того экрана, по которому он видит фильм.И он видя
этот фильм , просто называет:"Вот это!".Ему кажется, что "вот это",
его Аналог, образ - я понимаю точно так-же. Нет. Это иллюзия.Такого
быть не может.
Даже у одного человека, с течением времени "П" и "ОП" меняют-
ся.Поэтому, когда вы делаете пометки, если вы их обозначили какими-
нибудь значками, и никакой аналоговой мысли там не заложено,-- вы
этот значок потом, можете не разобрать.
И не случайна история про теорему Ферма,что ..написал реше-
ние..Вроде помнит, что решил, а свои значки разобрать не может.
Теперь. Что же сделать для того, чтобы ..несмотря на то, что не-
возможно "П" и "ОП" сделать подобными у разных людей,..как же нам
быть, чтобы обеспечить равенство Аналогов "А-1" = "А-2"?
Ведь мы же считаем передачу изображения,т.е. видеокамера снимает
сейчас какой-то процесс, ведь конечным правильным результатом вот
этой съемки, будет последующее качественное изображение на экране.И
никого не волнует,..какие процессы происходят в самой камере!Т.е,
какие сигналы сейчас знаковым образом записываются на ленту. Глав-
ное, чтобы декодер информацию декодировал так, как она была закоди-
рована.
При этом здесь понятно, что если я коммуникатор, который заинте-
ресован в правильной организации процесса коммуникации,-- я должен
настроить свой передатчик под волну приемника, который меня слушает.
Тогда,я гарантировано,-если приемник при этом включен,-гарантирова-
но передаю сообщение на этот приемник.
С другой стороны приемник, если он заинтересован в постоянном по-
лучении информации,..должен постоянно подстраивать свой приемник
под частоту передатчика. Т.е тот, кто заинтересован в информации,
тот и должен обеспечивать конгруэнтность канала.
Как же это сделать?
Давайте вспомним. Сейчас, когда идут частые трансляции футбольных
матчей из других стран, иногда отключают изображение. Или звук.И
вот в каком нелепом положении оказывается телекоментатор, который
там...Когда он не знает, идет изображение, или нет.
Когда идет изображение, и он коментирует репортаж с футбольного
матча, он может себе позволить:"Смотрите, как интересно бежит. Надо
же!". Если в этот момент отключается изображение, он продолжает
ориентироваться при передаче на то, что у вас уже есть визуальный
канал,что вы видите изображение,...- то он вам фактически ничего не
сообщает.
- 28 -
Этой информации недостаточно, чтобы построить яркую карти-
ну.Т.е.он фактически должен сейчас работать , как радиорепор-
тер.Описывать словами то, что вы должны увидеть.Должен строить свою
речь под вашу визуализацию.Т.е. эти слова должны быть образными,
матричными,..он должен распологать все элементы так, как они должны
находится в программе.
А с другой стороны, если изображение уже появилось, и он начнет
дублировать изображение своими фразами,--это тоже лишняя информа-
ция.Она ничего не дает. Он описывает то, что вы и так видите.
Мы говорили, что вот здесь в Аналоговом виде , информация хранит-
ся в тех видох и формах, которые есть во внешнем мире/в правом по-
лушарии-Ред./.
ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ! (К кинестетике отнесем
все от ощущений мышц, до обоняния, осязания, т.е. все, что связано
с ощущениями тела.)
Аналоговая информация хранится здесь /Правое полушарие-Ред./,в
таком, таком, или таком виде. Виз.,Ауд.,Кин.. За счет того, что в
таком виде она хранится и там /во внешнем мире-Ред./, ведь это
отображение внешнего мира.
Если я хочу словами передать информацию сюда /Левое полуша-
рие-Ред./, и попадаю в позицию телерепортера, который знает, что
вот этот человек изображения не видит, я должен своим объяснением,
вот эти знаки ориентировать под визуальную модальность.
Я должен это все описать так, чтобы человек смог нарисовать ис-
конструировать образ здесь /Левое полушарие-Ред./.
Если он здесь /Левое полушарие-Ред./ ориентирован на визуальное
конструирование,т.е.построение визуальных образов,- я должен соо-
рентировать свою информацию поступающую к нему, на визуальный канал.
Психологи наверное знают. Есть такой тренинг:"Нарисуй пожарную
машину." Если один человек видит картинку пожарной машины, и расс-
казывает ее другому, тот ее с "закрытыми глазами", т.е. не видя са-
мой машины- он ее просто рисует.
Тот передает ему слова, и он рисует на основании слов. Он не зна-
ет ,"что" нужно нарисовать!
И тут слова типа:"Вот здесь вот квадрат,тут вот еще один квадрат,
там два кружочка,..еще три кружочка внизу,..две паралельных линии,
и много - много перпендикулярных на верху,..", и т.д.
Если первый ее видит,или видел, и описывает по образу,то второй
ее вообще имеет шанс нарисовать.Именно похожее на пожарную машину!
Но если первый видит только описание текстовое, и пытается слова-
ми просто объяснить это описание туда не видя ее, - тогда второй ее
нарисовать уже не может. Он рисует набор кружочков, квадратиков,
прямых линий,--но машину нарисовать он не может.
Так вот. В НЛП считается,что основным принципом делания подобными
"П" и "ОП" процедуры, двух коммуникаторов,- является ПРИСОЕДИНЕНИЕ
к МОДАЛЬНОСТИ "П" партнера. Модальность - это один из этих видов
(Ауд,Виз,Кин).Модальность бывает ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ, КИНЕСТЕТИ-
ЧЕСКАЯ.
Если сейчас работаю в той-же Модальности, что и партнер по комму-
ниткации, и он переводит зрительные образы в слова, ..при этом я
тоже переключусь на МОД.ВИЗ., и буду слова переводить в зрительные
образы,-- качество передачи информации повышается.
Т.е. там "телекамера", - у меня "телевизор".
Вот здесь можно такую аналогию поставить. Вообще изображение-то
будет,если я буду передавать информацию как по аналоговому виду.Но
это тоже самое, что система кодирования и декодирования "ПАЛ-СЕ-
- 29 -
КАМ". Т.е., изображение-то идет, но оно не четкое, не яркое, может
быть даже без звука,...нет тех цветов, которые необходимы.
Эмоциональное воздействие, запоминание такой информации намного
меньше.
Ведь если информация внутри строится не четко и не ярко, то она
также слабо воздействует на человека, как и нечеткое,и неяркое
изображение в телевизоре.
Давайте построим правило:"Что такое подобная процедура у двух
коммуникаторов?".
Ну предположим ситуация такая. У меня есть несколько видов чая,и
я хочу,чтобы вы научились один из этих чаев различать.
Например индийский чай N 36, или N 28, ...любой.
Я пробую этот чай и начинаю вам рассказывать свои ощущения.Вы эти
ощущения запоминаете. Синтезируете на основе моих слов такие-же
ощущения,но..согласитесь, они будут не такими-же.Т.е. для этих-же
слов ощущения у вас во рту будут немного другими.
Как проверить,я вам правильно объяснил вкус индийского чая или
нет....Очень просто. Я вам даю все эти чаи, вы их пробуете, и потом
говорите:"Вот .Вот это тот самый, про который ты говорил!".
Но это "А". Вы это попробовали, и это стало соответствовать с
тем, что вы построили и сконструировали раньше.Ведь вы же не слово
будете сопоставлять с этим вкусом, а тот вкус, который вы синтези-
ровали когда я вам рассказывал.
Если вы выбрали этот чай, - я правильно рассказал.Но проще даже
не рассказывать. Проще дать попробовать, чтобы у вас сразу сложился
этот "А".Конечно.
Также , как если я, вот здесь, какой-то жест рукой сделаю,и поп-
рошу одного из вас рассказать всем остальным - какой я сделал
жест,..то он будет долго рассказывать, но для того, чтобы повторить
его точно так-же, как я, придется очень долго вам рассказывать.Про-
ще ему повторить мое движение,и тогда он передаст информацию Анало-
говым образом. Аналоговым образом информацию передать проще.
Так вот... "ОП" у этого коммуникатора будет подобной моей"П",если
результат этой процедуры при прохождении обратной прямой - будет
назван тем-же "З".
"ОП" подобна "П", если результат этой"ОП",при проведении через
эту "П", будет назван тем-же знаком.
Этот чай я вам даю и вы его тоже называете:"О!Это номер 36!".Вы
сопоставили, и провели сюда/Левое полушарие-Ред./,- "Да, это тоже
самое!".
Это единственное определение подобных "П" и "ОП", которое вообще
можно дать...Потому, что по другому тут же мы наталкиваемся на гра-
ницы точности.. В рамках предела точности, - вы понимаете..
Если я вам дам 10 видов чая, и вам надо будет выбрать один из них,
то требование точности к описанию будет гораздо больше.Если я вам
дам чай, кофе, лимонад и молоко,..тогда сразу требования к точности
уменьшаются.Но! В этих границах точности, все равно это будут по-
добные процедуры.Т.е., в этих границах точности я могу не так четко
вам описывать вкус чая,потому, что вы его поймете и из более прос-
того объяснения.
Если-же я прошу чтобы вы выбрали близкие друг к другу вкусы,и по-
том из них выбрали один, - тогда я должен обеспечить большую точ-
ность передачи информации.
Но самое главное, что эффективная коммуникация, это та, которая
обеспечивает состветствие "А-1" и "А-2" /первого и второго коммуни-
- 30 -
каторов-Ред./.
Так вот, по НЛП, ПЕРВЫМ ПРИНЦИПОМ эффективности коммуникации, яв-
ляется СООТВЕТСТВИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ первого и второго коммуникатора.
Т.е., фактически систем кодирования и декодирования цвета , зву-
ка, ощущения, при кодировании в "З", и при декодировании из "З" в
"А".
Если они совпадают, тогда коммуникация более эффективна.
Но это все конечно очень хорошо...Удобно обращаться к человеку,
если ты знаешь, что он в этот момент работает в ВИЗУАЛ. МОДАЛЬНОС-
ТИ,то понятно, что я должен обращаться к нему таким образом:
"Представь себе! ...Посмотри! Правда, здорово?..". Опираться на
схемы таблицы, потому, что он может тут же их перенести во внутрен-
ние образы,..
Но ведь нужно знать в какой модальности работает человек.Т.е.
фактически, сам процесс коммуникации должен заключаться в чем?
Я постоянно знаю его модальность (Виз.,Ауд.,Кин.),что он там ВИЗ.
образы видит там?Либо он слышит звуки? Либо он что-то переживает
ощущениями.
Если я это буду знать - я уже буду ориентироваться под эту мо-
дальность,и не возникнет разговора, как часто между людьми:
-Представь себе..
-Да ты послушай меня..
Один строит картинки.
Другой говорит:"Послушай меня!".Он ориентирует информацию для пе-
редачи по АУД. каналу, на логическое подробное текстовое последова-
тельное описание,(а левое полушарие - это полушарие последователь-
ной информации)....
А второй-то ориентирован на матричную передачу. На передачу изоб-
ражения. В виде матрицы, соотношение элементов, и их пространствен-
ное расположение.На образную информацию!
И каждый из вас наверное попадал в типичные бытовые ситуации:
Первое.(Даже есть такой анекдот). Жена приходит к мужу.Решила соз-
наться, что она ему изменяет.Она полчаса ему рассказывает, а он ви-
дит свои картинки.А когда она закончила, он поворачивает и гово-
рит:"Да.Ну купи себе эти туфли"....Те образы которые он строил,
если он работал в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,он фактически даже не слышит, ЧТО
она ему говорит.
На лекциях , когда вы отключаетесь от того, что я говорю,...вы
видите какие-то образы, какие-то картинки у вас идут,...как только
из картинок пошел звук (вы начали рассуждать о чем-то),тут-же вы
слышите, что Я ВАМ МЕШАЮ!
Вы у себя переключаетесь с изображения на звук, но при этом еще
идет звук от меня.И мой звук мешает вам слушать ваш внутренний.Но
пока вы были в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- я вам не мешал!
Тоже самое и в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. Попробуйте анализировать ощу-
щения, и тут-же вы перестанете слышать ЧТО я говорю! ..Слышать-то
будете, но будете слышать не так четко, и не так ясно понимать.Т.е.
эта процедура будет тут-же искажена. Не будет таких ярких передач!
Все-бы здорово, если бы постоянно знать - КАКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ у
партнера по коммуникации РАБОТАЕТ?
Вот если-бы знать, тогда можно было-бы каждый раз подключаться,...
Вот допустим у него модальности включаются..(ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,АУ-
ДИАЛ.МОДАЛЬН.,КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.)..Вот допустим есть замок, а у
него есть замочная скважина такая, такая, и такая!
Если нужно в любой момент открыть этот замок, в любой заведомо
неизвестный момент,..что я должен делать?
- 31 -
Я должен держать ключ всегда по направлению движения замочной
скважины. И как только возникает необходимость- "Шлеп!",-ключ вста-
вил и замок открылся.Но для этого я должен постоянно ориентировать-
ся :"В какой Модальности находится партнер?".
Вот бы знать, какая Модальность?
Был бы какой-нибудь индикатор на теле человека,который характери-
зовал бы , какая процедура здесь проходит.Виз., Ауд., Кин.. Вот был
бы такой терминал,по которому-бы стрелка показывала - какая Модаль-
ность у человека.
Так вот оказывается природа нам помогла.Такие индикаторы есть!Ин-
дикаторы которые характеризуют - в какой Модальности работает в
данное время человек.Индикаторов много. Их наверное больше 10
уже.Они разные по информационной насыщенности,т.е. разная степень
доверия к этим индикаторам,..
Вот сейчас несколько из них мы пройдем.
Вообще трудно представить себе, что человек существуя уже нес-
колько миллионов лет, - в таком виде , как сейчас,..внешне во вся-
ком случае - но...трудно представить , что по человеку можно сде-
лать какое-нибудь еще открытие!
Так вот...в 1973-1974 году, Джон Гриндер и Ричард Бендлер как раз
это открытие и сделали.
Давайте сечас посмотрим что у них получилось. Попробуем переотк-
рыть это открытие. (Те кто знают-молчат).
Давайте посмотрим на "Адаме".
-"Адам", ...я буду задавать вопросы,..и ребята мне помогут,..на
вопросы отвечать не нужно.Т.е. отвечай мысленно!Ну например: -Какой
цвет у светофора верхний? И отвечайте для себя. Хорошо? ...Осталь-
ные наблюдают.Те, кто знают - убедитесь еще раз. Те, кто не знают-
понаблюдайте.
Поехали?
-Какого цвета дом, в котором ты живешь?
-А дверь входная в квартиру?
-А как она хлопает?
-А звонок работает?
-Сегодня на тренировке было тяжело?
-Как тяжело было?В каком месте тяжело?
-Ноги не стер?
-В какой ноге больше, в правой или левой?
-Адам, за мной повтори...1+2+3-8+12+14..А теперь вычисли!
-Какая мелочь у тебя сейчас в кошельке?
-Какие монеты?
-Какой ботинок больше жмет?
-Как звучал-бы мой голос вот здесь на этом балконе, если бы эти
двери были закрыты?
-Как-бы эта комната выглядела-бы, если-бы покрасить в зеленый цвет,
и сверху в черный квадрат?
-Что выше Эйфелева или Останкинская Башня?
-Если их рядом поставить, то как они будут выглядеть?
-Вчера были неприятные ощущения?
-Какой палец на руке сейчас больше чуствуется?
-Как это ощущение можно было-бы словами описать?
-Какую фразу я сказал последней, перед тем, как тебя сюда позвали?
Интересно , да? Ну вы заметили,..избыточность по Виз. каналу
идет,а все остальное...
Что же произошло?
- 32 -
Ну вот так уж устроен человек, что у нормального правоориентиро-
ванного правши,когда он работает в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,и вынужден про-
водить Аналогово-Знаковую процедуру,..Т.е. вытаскивание из предсоз-
нания информации в сознание...(Не ту информацию, которую он знает и
так,..Номер телефона? Да такой! Я его знаю и так.)...А когда нужно
увеличить контрастность, яркость, громкость, предсознательного об-
раза,чтобы прошла вот эта процедура перевода в знак - "П"-т.е.,
чтобы описать словами, я должен это увидеть, услышать, или почуст-
вовать.
Если человек эту "П" проводит в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,то его глаза ори-
ентированы в зоны - 1 или 2, или 3, или 5.
_____________________
_ _ Рис. 5
_ 1 2 3 _ Направление движений глаз партнера по
_ _ коммуникации.(Смотрит на вас).
_ 4 5 6 _
_ _
_ 7 8 9 _
_____________________
Он может смотреть куда угодно, но он вынужден будет во время пе-
ревода из предсознания информации - в сознание,вот эту Аналого-
во-Знаковую "П", при формулировании "З", он вынужден взглянуть в
одну из этих зон... Куда-бы он не смотрел!
На одном из семинаров, который я проводил, ..там однажды на
сцену,вышел ...ну такой очень суровый мужчина,..Вышел и говорит:"Не
собьете меня. Я не посмотрю никуда!".Встал и смотрит в одну точку.
Я вообще-то испугался. Там уже серьезно..Он может какими-то мыш-
цами взгляд держать...Ну ладно. Я начинаю ему вопросы задавать,..он
действительно.. он не видит четко, и когда проверяешь, и ему гово-
ришь:"Вспомни цвет твоего дома снаружи?".-"Вспомнил!" -"Ка-
кой?"-молчание..Ему кажется..мелькнуло что-то, но цвета не было.
И вот он смотрит в одну точку..."Хорошо.Вспомни (предположим)
цвет наружной двери квартиры?".-"Вспомнил."-"Какой?"-молчание..Ска-
зать то он не может, ведь информацию он не извлекает..
И вот я ему говорю:"Ну вот если сейчас наложить 15-копеечную мо-
нету на 20-коп., что ты там по краям увидишь?" - "Предста-
вил!"-"Что?" - ....." Не могу!!! Глаза уходят!".--Он вынужден
взглянуть в ту зону, которая связана с Конструированием и представ-
лением Виз. образов.
Ну так уж устроен мозг, что такая вот, активность определенных
зон мозга,--связана с таким движением глаз.
Если человек работает в АУДИАЛ.МОДАЛЬН., Знаками обзывает Зву-
ки,..то его глаза, во время этих "П" и ,перевода из предсознатель-
ного в сознательное, обращены в зоны 4, 6 или 9.
Если же он работает в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.,то глаза обращены в 7
или 8.
Если он смотрит в одну зону, все равно, он обратится туда, откуда
надо достать информацию,- хоть на секунду!..Во время перевода вот
этого, из "А" в "З" /"П"/, - он все равно туда посмотрит! Если даже
это не видно так, то можно заснять на видеокамеру, медленно прокру-
тить и это движение увидеть.
Ну,..правда интересно? Миллион лет люди друг с другом общались,и
не заметили такую вещь.Но здесь усугубляется тем, что у левшей мо-
- 33 -
жет быть наоборот все, хотя это наверное касается только зон 1 и 3 .
Вот сейчас я вам расскажу нормальный случай из уголовной практики.
Когда следователь работает с человеком, и ему нужно получить какую-
то объективную информацию от него,...Скажем следователю нужно полу-
чить информацию от свидетеля, подследственного, и т.д...
Вот протокол допроса.Ну сколько допрос длится?..Ну час, два,..Вы
знаете, что две минуты - страница машинописного текста.Сколько в
этом протоколе фактов , слов, - если все проверять,..то это работа
на круглые сутки.
Если он будет проверять всю информацию, которую ему сказал свиде-
тель,подсудимый или подозреваемый, то он никогда не выполнит своей
задачи.
Ну раньше всегда считалось, что должна интуиция подсказать - Где
человек врет? Кстати интуиция так и работает, как мы сейчас разби-
рали.Т.е. интуитивно человек так и учится определять ложь,конструи-
рование,придумывание.
Но очень было бы неплохо, если бы напротив вот этого протокола
допроса, либо сам этот человек, либо психолог, - смог бы расставить
галочки. По принципам и законам НЕКОНГРУЭНТНОСТИ хотя бы.
Т.е. : -Это неконгруэнтно;
-Здесь что-то не так, и здесь что-то не так.
Из 15-20 страниц машинописного текста, он выделит 3 факта, а их
проверить намного проще!Из них часть может не подходить по смыс-
лу,т.е. не имеет никакого отношения к этому делу, а что-то подойдет.
Так уж устроен мозг, зоны 1 и 4 - это особые зоны.Это зоны свя-
занные с конструированием информации.
Если мы конструируем зрительные образы, ну скажем..на зеленую по-
верхность накладываем черные крестики....Мы же вынуждены, для того,
чтобы дать себе команду сконструировать,(на зеленую поверх-
ность + черные крестики),мы вынуждены вложить в это дело логический
компонент. Т.е. , при конструировании, будет участвовать логика.
Хоть подсознательно, но я фразу себе какую-то скажу!
А так уж устроено наше мышление, наш мозг, что при повышении ак-
тивности левого полушария, глаза поворачиваются вправо.А при повы-
шении активности правого полушария, - глаза поворачиваются влево.
Мы просто так привыкли видеть.
И левое поле зрения, оно четче видится правым полушарием,а правое
поле зрения лучше видится левым.
В связи с этим, если я напрягаю логику, и должен сейчас сконстру-
ировать логикой,... начать конструировать зрительный образ, ..я вы-
нужден включить логический аппарат, и зрительный образ включается
вот здесь - ЗОНА 1,ВИЗ.КОНСТР.
Если же я конструирую звуки, ..Как звучал бы вот этот голос в
других условиях? Как бы гремел будильник, если его положить в та-
зик?Я должен той-же логикой додумать.Включить логический компонент,
и тогда оказывается , что в ЗОНЕ 4 - АУДИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Вот эта схема (Рис.1), называется -- СХЕМА ГЛАЗНЫХ СИГНАЛОВ ДОС-
ТУПА.Это интересная таблица.. И вообщем-то, вот с этой схемы у
Гриндера и Бендлера все и началось.
И книга "Из лягушки в принца" - как раз и начинается с описания
таблицы "ГСД".
Теперь понятно , почему в русском фольклоре есть фраза:"Врет.Гла-
за бегают.Врет." Он проводит "П", он ищет аналоги по всем зо-
нам...Там нет , там нет, там нет...Ощущений нет, визуальных образов
нет, сконструировать и придумать не могу...вспомнить звуки не мо-
- 34 -
гу...-- "Глаза бегают, Врет!". Информации нет.
У ребенка до 5-6 лет, когда работает Эйдетическая память,...у ре-
бенка не просто движение глаз куда-то, а ребенок за счет своей Эй-
детики он помнит все в 3-х системах. Он помнит как это выглядело, и
как это слышалось, и как это чуствовалось.За счет этого он очень
надежно запоминает информацию.За счет этого, он за 3 года осваивает
весь предметный и окружающий мир.
ВОПРОС:А это во всех культурах вот такое движение?
-Да.Проверено уже везде. Единственное то, что но Востоке больше
левшей.Ну вы понимаете, что у японцев сложнее определять. Один мой
знакомый вообще говорил, что у них только ЗОНЫ 4 5 6 ...
У японцев все усугубляется другим. Там иероглифическая форма
письма,..правополушарно - ориентированное мышление,...(Европейская
культура левополушарная).
И письмо у них своеобразное. Символьное обозначение слов.Не пос-
ледовательный текст, а матричный. Он такой только у японцев и ки-
тайцев.
И еще,..вы помните..Если вы смотрите на группу иероглифов, и они
составляют одно слово, длдя того, чтобы понять:"Что это за слово?",
-я должен посмотреть в центр.Не последовательно пробежать, а пос-
мотреть в центр на все вместе.
Если слово еще из 3-х иероглифов, то надо смотреть на централь-
ный,чтобы видеть все остальные.И не случайно у японцев взгяд на че-
ловека не в глаза, а в подбородок. Очень трудно соориентироваться с
начала, когда он смотрит тебе на подбородок, когда он с тобой раз-
говаривает.Он тебя-то тоже воспринимает как Иероглиф.
Посмотрите друг другу глаза в глаза.Руки уже не так четко видны.А
посмотрите на подбородок, и руки уже видно хорошо.И вот это заложе-
но в японце, и это создает большие трудности в общении с ним.
Так.....
УПРАЖНЕНИЕ 1.1
Сейчас, когда вы будете перекуривать, прежде, чем будете выпол-
нять упражнение 1.2, -- понаблюдайте друг за другом. Посмотрите за
ассимметрией поведения.Ассимметрия жестов, ассимметрия морщи-
нок,улыбки,..ассимметрия морщинок вокруг глаз, ассимметрия появле-
ния пятен (а их очень хорошо видно),..ассимметрия позы - какая рука
активна, а какая пассивна.Ассимметрия зажатости.
Попытайтесь сделать какой-то диагноз , на основании того, что я
говорил.
Логика на правой, эмоции на левой стороне тела.
Это упражнение чисто наблюдательное.Главное - научиться следить
за ассимметрией, научиться следить за тем, как человек ведет се-
бя.Выявлять ассимметрию.Постоянно проводить сопоставление на ассим-
метрию правого и левого.
УПРАЖНЕНИЕ 1.2
Наблюдение за "ГСД" с рукой.Вот теперь я это упражнение покажу!
Работаем по тройкам.1-й,2-й,3-й.В тройках во время выполнения уп-
ражнения меняемся, а потом в следующем упражнении меняемся в
тройках. Т.е., каждый с каждым должен поработать.
Упражнение выполняется так:
-Номер 1 задает вопросы типа тех, которые мы задавали "Ада-
му",..лучше посложнее, чтобы человек вспоминал что-то реально.Не
свой номер телефона или "Как тебя зовут?", а например:"Сколько пу-
говиц на зимнем пальто?"....Ну чтобы хоть что-то вспомнить.
- 35 -
Первый задает вопросы второму,..вопросы, чтобы тот что-то вспом-
нил, вытащил из подсознания.Посложнее.Чтобы задумывался подолгу.
2-й на эти вопросы отвечает.Здесь вы тоже можете наблюдать за ас-
симметрией второго человека.
Задача 3-го -- сидеть сзади 1-го, чтобы не мешать ему...и
наблюдать за глазами независимо от вопросов.Наблюдать за глазами 2-
го, и вместе с глазами водить рукой.Вот это очень пригодится. Прос-
то следить глазами за глазами 2-го, ..это вроде-бы просто, но пос-
тоянно отвлекаешься, теряешь из виду глаза,и рука вот которой вы
сейчас научитесь водить, она вам потом очень пригодится. Вы это
поймете.В конце.
Вот у него глаза пошли сюда -- Раз..синхронно совершаете движение
рукой.Как будто вы накрываете рукой его глаз. С той же самой ско-
ростью.
ВОПРОС:Что тренируется в данный момент?
Ну..Первый тренируется задавать вопросы. Это не так просто.Вы
поймете, что если он будет при этом наблюдать, он ничего не задаст.
Если он будет задавать, он будет думать только о вопросах. Т.е.
пусть тренируется задавать вопросы.
Джон Гриндер однажды устроил марафон, и задавал вопросы без пере-
рыва 2 часа. Но это..повторить этот рекорд нельзя.
Первый тренируется задавать вопросы. Может понаблюдать за ассим-
метрией второго.
У второго задача достаточно пассивная - просто вспоминать.
В основном тренируется 3-й. Он тренирует наблюдение за "ГСД",и
следит за ними с рукой. Обязательно с рукой.
5 минут так поработали - поменялись,..еще 5-10 минут поработали -
поменялись.