И вот такая деятельность, она позволяет развить в себе эти ка-
чества. ...Юмор, остроумие...Оно же ни стого , ни с сего не берет-
ся..Это нужно только жизненным опытом...
И здесь я хочу, вот, по поводу этих процедур,, которые..сейчас
кажется - "Ну что там, слово одно сказать...",-рассказать одну ис-
торию, которая очень поучительна.
Однажды в Англии, когда еще только начали изобретать паровые кот-
лы, сломался один очень важный паровой котел. Что-то он такое снаб-
жал, ...сломался и настолько это было серьезно, что пообещали 1000
фунтов ст. тому, кто починит этот котел.
Пришел мастер. Говорит:
-Я починю. 1000 ?
-Да.
-Я починю!
Он походил вокруг котла, послушал, прислушался, заглянул во
внутрь,...потом взял молоточек, тихо-тихо, легонечко -- тук молот-
ком и --- котел заработал!
Ну, он молоточек обратно к себе в сумку складывает...к нему под-
ходят руководители организации, которые его приглашали,и говорят:
-Вы знаете, мы кажется обещали 1000 ф.с., за то, что починят ко-
тел,но мы не думали, что вообще, это так просто,и...может быть не
так уж много стоит такой ремонт?
А мужчина им ответил:
-Вы знаете, я действительно ударил только один раз молоточком.
Это не может дорого стоить, я на это потратил не так уж много
сил...Вы мне за это платите 1ф.с.! Но! Вы заплатите мне 999 ф.с. за
то, что я узнаю - куда этим молоточком ударить!
И вот с рефреймингом - это примерно также.
Каждое слово ничего не стоит. Но найти , вот, то место - "где"
это слово нужно сказать и "когда" сказать,- вот это,...это только
опытом набирается терпеливо. Потому мы и пытаемся тренировать вот
такие рефреминги, ну просто попытаться, как же это делать.
Часто в предвыборной компании, во время создании "Имиджа прези-
дента", кандидата в депутаты, депутата, тоже необходим рефрейминг.
И вот я рассказывал история с Бананановым , Да?...Это чистый
рефрейминг. Измененность контекста.
..-А что, ты не хочешь быть полезным?
- Для кого? Для аппарата что-ли?...
В другом контексте слово "полезный" воспринимается уже , как
"плохо".
Ну, вот, еще один случай из Бердянска.
Он простой, но тоже типовой....
Там после того, как я проводил лекции до вечера, ..ну, там была
деловая игра,...игра со своей валютой, со своими деньгами...на лек-
ции продавались билеты...Чтобы эти билеты купить - нужно было зара-
ботать в бизнесе днем ... или может быть, где-то раньше...
Аукцион лекций был...билет на лекцию стоил...все что там дела-
лось,делалось за деньги...билет на лекцию стоил 1800 "билдинг".(Это
денежная единица, которая применялась. Для сравнения 3000 стоил
японский диктофон.)
И вот, после того , как эти лекции..(на эти лекции продавались
билеты),..по вечерам еще продавались 15 минут консультаций. Нашлись
двое дельцов, которые предложили мне сделку, что ..."-Ты будешь по-
лучать 2000, а мы будем находить тебе пациентов...мы за это с них
- 223 -
будем брать деньги, но это не твоя забота."
И вот, ко мне приходили на эти 15 минут те, кто хотел поконсуль-
тироваться, они там за это платили деньги, покупали билеты,...
Приходили по разным поводам.
И вот в последний день пришла девочка и сказала такую фразу:
-А вы вообще все можете сделать?
-Все.
-А психотерапия она вообще много делает?
-Я вообще-то не психотерапевт, но если минимальные какие-то вещи,
то может быть можно...
...Ну и она начала крутить вертеть,..вообщем, она пришла ко мне
на 15 минут, избавиться от беременности , которая наступила там. На
что, я сначала принял как шутку и ответил ей такой-же шуткой..
Помните - "На баха, так на баха!"...Просто,...есть в физиологии ,
так-называемый, эффект Брюса. Физиологи его хорошо знают, потому,
что это единственный способ добиться, чтобы самочки животных посто-
янно не рожали детенышей....мышат , щенят,...и т.д..
И вот если в течении какого-то периода с начала беременности сме-
нить самца,..- беременность прекращается.
У человека этот период порядка 3-4 недель. Поэтому...поэтому
проститутки...они не беременеют.
Так вот. Я ей тут же начал рассказывать, что:"Ты знаешь, в физио-
логии есть такой эффект Брюса....(смех в зале..)"...
..Ну так вот. Пришел парень...Скромный , очень обаятельный, рыжие
усы, волосы,...никогда за месяц я его не видел.Я ему говорю:
-Ты знаешь, я за этот месяц тебя ни разу не видел.
-Вот это та самая проблема, которую я хочу решить...У меня комп-
лекс с детства. Я не могу общаться с людьми.
-Почему?
-Ту знаешь, комплекс очень серьезный. Я когда сюда приехал думал,
что в новой обстановке я себя по другому поведу...незнакомые люди,
я никого здесь не знаю..Но!Здесь тоже все повторилось.
-Что повторилось?
-У меня проблема...Я...сам считаю себя очень честным человеком.
Ну...Я..каждый раз, от каждого человека, с которым я очень честно,
порядочно общался,...либо от него напрямик, либо через кого-то за
глаза, за спиной моей...я узнаю, что этот человек..любой , с кем я
общался - называет меня хитрым.
-Ну и что?
-Нет. Ты знаешь, у меня это постоянно с каждым человеком, с кото-
рым я общаюсь.
-Может быть ты преувеличиваешь?
-Нет....И поэтому, кокда я приехал сюда и начал общаться, и услы-
шал опять это слово...я понял , что у меня, вообще, это серьезная
проблема.
-Ну хорошо. Давай подумаем. Может быть ты проявляешь какие-нибудь
такие качества? Качества, которые можно оценить, как дальновид-
ность, там...гибкость в поведении?
овек..любой , с кем я
общался - называет меня хитрым.
-Ну и что?
-Нет. Ты знаешь, у меня это постоянно с каждым человеком, с кото-
рым я общаюсь.
-Может быть ты преувеличиваешь?
-Нет....И поэтому, кокда я приехал сюда и начал общаться, и услы-
шал опять это слово...я понял , что у меня, вообще, это серьезная
проблема.
-Ну хорошо. Давай подумаем. Может быть ты проявляешь какие-нибудь
такие качества? Качества, которые можно оценить, как дальновид-
ность, там...гибкость в поведении?
кая? Изменил бы ты свое отношение к людям?
Как бы ты с ними общался?
-Да . Изменил бы. Но этого не может быть.
-Хорошо...Скажи мне..Какая , вот, Метафора у тебя есть, связанная
со словом "хитрый"?
-Хитрый? - Хитрая лиса!
-Теперь..Лиса!
-Рыжая лиса!...Я же рыжий!...Именно по этому, когда люди обо мне
думают все, что угодно,другие слова...дальновидный, гибкий и
т.д....слово, которое рождается - все равно слово хитрый. Но только
потому, что я рыжий!
На следующий день..ну,...его, как переменили. Он пришел на заня-
тие, он ходил общался, смеялся,...вышел на сцену:
-Товарищи! Я наконец-то все понял. У меня была большая проблема.
Вы знаете, у меня...
..И рассказал эту историю. Вы бы видели, как открыто, как без
комплексов он это все говорил. ...Хотя до этого он не ходил на за-
нятия , потому, что все время этот комплекс висел над ним.
Ну вот тоже...Вроде, как просто...А на самом деле?!
Т.е., ассоциативный ряд: рыжий - лис - хитрый...Он внутри , в го-
лове срабатывает.
Так..Ну, вот, понятно, что такое Рефрейминг?
Это очень хороший и очень глубокий способ изменения человека и
себя.
Ну вот еще..ну , вот примитивные уже формы, консультирование лю-
дей психологически...может быть помощь, даже...своему знакомому,
другу, коллеге.
Ну вот...типовой такой.
....На заводе работаем. Один парень говорит:"Хорошо, ну скажи-ка
мне...Как мне можно изменить отношение к тому, что я очень долго
езжу на работу и обратно. ...Я полтора часа трачу на дорогу туда и
1,5 обратно!"
-Скажи.А вот, что ты больше всего ценишь в жизни?
-Я ценю то, что я..вот,..я знаю 2 языка, я занимаюсь аутотренин-
гом,...и т.д.
-А благодаря чему ты этого добился. Когда ты это делаешь?
-?
-В автобусе!...Все то чем ты гордишься, ты сделал в автобусе.У
тебя есть время, когда никто это время не может больше занять. Ты
его тратишь на себя на свое самосовершенствование.
Все! Отношение меняется.
Другой подходит и говорит:"Вы знаете...У меня комплекс, я жад-
ный!"...Начинаю разбирать:
-"Жадный", это слово всеобъемлющее? Все варианты этого слова -
плохо?
-Да, во всех!
-Ну хорошо. Жадный до знаний....Плохо?
-Ой.Нет, хорошо.
-Жадный до общения. Плохо?
-Нет. Хорошо.
-Жадный до книг, жадный до знакомств, жадный до приключе-
ний...Дальше...Вот, жадный...можно назвать если в смысле - дома хо-
зяйственный?
- 225 -
-Можно.
-Ну так называй....
И когда мы все по полочкам разобрали, оказывается в каждом конк-
ретном контексте - "это" проявляется очень позитивно. Конечно есть
негативные стороны, но есть и позитивные.
Это та же самая история про то. что один называет наполовину пус-
тую бутылку - полупустой, а второй полуполной.
Поэтому...Я вас призываю. вот эту вот, технологию Рефрейминга ,
...трудно т.с., осваивается. Учиться шутить надо тоже. Теперь по-
нятно почему у Жванецкого, я считаю, массовые рефрейминги 1 степе-
ни. Вот,...здесь его переплюнуть наверное трудно кому-нибудь.
Но тем не менее этот прием очень помогает коммуницировать, решать
какие-то проблемы. И свои, и друзей...
В том числе, он помогает изменить контекст поведения и внести до-
полнения в этот контекст. Позволяет , действительно изменить очень
глубоко. Этого глубоко и очень надолго.
Вопросы есть?
Теперь я хотел бы рассказать о ...еще одной интересной техноло-
гии,которая называется - "Формирование новой личностной истории."
Мы уже с вами разбирали, поэтому я сейчас просто вам напомню...
Адрес:...Некрасова д.12 кв.13. Перепутал..- все! Навсегда...
Телефон:..21-13-14...21-14-13..Перепутал - все, навсегда.Пока не
запомнишь принцип, что первое меньше, а второе больше и не свяжешь
с этим образом - ты будешь постоянно путать!
Т.е., пока не закрепишь - "Да, именно вот этот телефон и именно
вот этот принцип..",-будет 2 разных принципа, из которых выбрать
тот, который был реальный невозможно.
И вспомните историю , которую я рассказывал про девочку, которая
заикалась....Даша.Формирование новой личностной истории...Как будто
бы она совсем по другому тогда себя вела.
Фактически этому очень близок "Психоанализ", очень близок....Дать
человеку вернуться обратно и представить, что - вообще говоря эта
ситуация сейчас неприятной не является. Единственное что - добрать-
ся бы! Если только на уровне семантики эту ситуацию можно найти, то
тогда что-то можно сделать.
Ну типовая ситуация.
Мальчик выходит на сцену, боиться большой аудитории, потому, что
когда на него смотрят много людей - начинает заикаться.
-Сережа, почему и когда это начало происходить?
-А я помню , я первый раз в музыкальной школе, когда еще был сов-
сем мальньким, меня учили на пианино играть какую-то пьесу...Я эту
пьесу пошел играть на сцену,..на отчетном концерте..доиграл до се-
редины...забыл, посмотрел в зал...испугался, заплакал, побежал,..С
тех пор, когда выхожу и попадаю в эту ситуацию,..- я заикаюсь.
...Вижу огни рампы или я вижу глаза многих людей - я заикаюсь.
-Хорошо...Скажи, вот сейчас бы ты эту пьесу сыграл?
-Сыграл бы!
Мы начали сформировывать "Ресурс", - "Где ты чуствовал уверен-
ность в себе....Много раз...Уверенность в себе - раз, -два, - три ,
-четыре, - пять..."
-...Давай теперь вспомним ту ситуацию...вот ту..Теперь же ты уме-
- 226 -
ешь играть ту пьесу?
-Умею.
-Если бы ты сейчас начал играть, ты ее сыграл бы?
-Сыграл бы.
-Давайка вот здесь переживи эту ситуацию...
Он начинает переживать, попадает опять на эту сцену,...опять иг-
рает до того момента, когда оборвался...Но! Потом мы предлагаем ему
проиграть все, как будто бы все так и "было"!...Что, вот, ты доиг-
рал до конца, ...увидел, что все тебе хлопают...ты поклонился и
ушел!
...Второй, третий раз,..(все с "ресурсом")..Подсознанию делаем
выбор вспоминания. Либо подсознание теперь будет вспоминать , как
это было...либо оно будет вспоминать - как мы это себе представили.
И подсознание, вот, в таких ситуациях , часто делает выбор на вто-
рое.
Вот такая же ситуация случилась, там же в Бердянске...Тоже пришла
девочка на 15 минут...:
-Боюсь кошек...Очень боюсь кошек!
-С чего началось?
-Была маленькая, зашла в подъезд,у двери сидела кошка и она мне
прыгнула прямо в лицо....Я закрываю глаза и "в меня летит кошка".
(..Там был котенок, просто, который хотел спрыгнуть, но не мог
слезть сам и вот он решил через нее...)
...И мы много раз прокрутили, как будто эта кошка просто прыгнула
ей на плечо, потом слезла с плеча на пол...походила, покрутилась
около нее...Все сделали с "Ресурсом"...- "Подставляем" кошку - она
протягивает к ней руку.
На следующий день мы к этой руке подносим нормальную кошку...-
она ее гладит!
Все!
?????
Вы предлагаете новый выбор...ничего не отбирая....сохраняя , вот
тот, принцип экологичности. Любой недостаток что-то компенсирует...
Что-то делает, какую-то функцию выполняет.
Вот у меня тоже в Бердянске был случай...достаточно интересен он
с точки зрения - ...как организм сам защищается. Как экология..как
недостаток может стать..быть полезным!
Приходит мужчина и говорит:
-Вы знаете, вы тут расказываете про стратегии...Кинестетику...Я
все это понимаю,но..вот,...я не чуствую вообще ничего.
-Ну как? Реально, вот сейчас чуствуешь?
-Чуствую, но испытать ощущения не могу никакие. Никакие образы,
никакие ощущения у меня не вызываются.
Начинаю крутить...начинаю менять стратегии...руками, "ресурсом" -
- ничего не получается. Ничего!...Веду глаза вниз...- глаза оста-
навливаются...как запрет какой-то у него, как барьер...Как будто
там доступ перегородили и все.
И вот он выходит и говорит:"Помогите мне эту проблему решить,
сделайте так, чтобы я мог чуствовать..."
И когда я покрутил, покрутил,..думаю - как этот щит срабатывает?
Начинаю выяснять:
-Скажи, а вот..у тебя было что-нибудь такое в жизни,...болезни
какие-нибудь?
-Да, было.
-Что такое?
- 227 -
-А я очень сильный аллергик.
-На что?
-Ну на многое...Например на холод,на мокрое,..
-Аллергик?
-Да,у меня сильная степень....Не только когда я прикоснусь,даже,
когда я подумаю о холодном или мокром.
Все! Организм, просто, сделал защиту. Он не может в жизни никогда
подумать о холодном или мокром. Хоть чуть-чуть словом заденет вот
за этот аналог, он начинает его представлять, сразу пошла аллер-
гия...Организм защитился!
И как здорово, что я ему ничего не изменил! Я бы и не мог изме-
нить, потому, что организм защищается.
А вообще делали с ним такое. Они вводили ему какие-то жуткие пре-
параты, после которых он даже вообще перестал чуствовать руками...И
все для того, чтобы он научился какие-то ощущения ощущать. Ощущать
по представлениям...т.с.,чтобы он мог заниматься аутотренингом....А
ему нельзя заниматься.
Ну с "Формированием Новой личностной истории" понятно? Это хоро-
шая технология, очень помогает в работе тем более, что она, факти-
чески, вами может быть использована и в быту, и в воспитании ребен-
ка...научить человека пофантазировать...И теперь, кроме того, что
плохо, он будет вспоминать эти фантазии.
Так...