ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ
1.Считайте обязательными для себя ежидневные занятия.Для этого пос-
тарайтесь сформировать у себя положительное отношение к занятиям.Из-
бегайте гонки за результатами,стремитесь получить удовольствие от са-
мого процесса занятий!Перед тем как сесть работать,настройтесь на
серьезное и внимательное отношение.
2.Избегайте рекламировать свои занятия-это тольтко повредит им."Быть
мудрым хорошо,но не мудро извещать об этом всех".Близкие и так знают
о ваших занятиях,а осталтьным это не очень интересно.
3.Избегайте демонстраций того,чего добились.Окружающим это не всегда
нравится.Если же однажды при демонстрации по каким-либо причинам вы
потерпите фиаско-это подорвет вашу уверенность в себе,что существенно
отбросит вас в занятиях назад.
4.Старайтесь использовать для упртажнений каждую возможность.
5.Не делайте ни одного дела,думая о другом.Не выполняйте ни одного
действия без полного к нему внимания.Если мешают другие мысли,обрати-
тесь к ним так:"Я сейчас занят.Освобожусь тогда-то и с удовольствием
займусь вами."
6.Прежде чем начать что-то делать,скажите себе:Столько-то времени я
буду занят и полностью сосредоточен на этом деле";представьте себя
внимательно делающим.
7.К приемам,методам и упржнениям следует относиться творчески:если
вам покажеться,что что-то можно с пользой видоизменить,услож-
нить,-сделайте это.Такое отношение позволит усилить интертес к заня-
тиям.
8.Все приемы,формулы,методики,которые освоили,старайтесь чаще приме-
нять-только тогда они будут работать эффективно.
9.Помогайте другим научиться тому,что умеете сами.
1.ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
1.1Введение
Освоив динамическое чтение,вы сами сможете регулировать скорость
своего чтениЯ в диапазоне от 200-400 до 1000 слов в минуту при степе-
ни усвоения информации 50-70%.Понятно,что необходимая скорость чтения
будет выбираться вами в зависимости от:
а)установки на желаемую степень понимания;
б)информационной плотности текста;
в)организации подачи информации в тексте(шрифт,структурирование ин-
формации,наличие схем,диограм,рисунков);
г)глубины познаний по теме текста;
д)внутренних условий чтения(отношение к тексту,интерес,степень сос-
редоточенности,состояние памяти,настроение);
е)внешних условий чтения(оборудование и освещенность рабочего мес-
та,уровень шума и пр.)
- 2 -
Для освоения быстрого и эффективного чтения необходимо развить у
себя комплекс навыков,каждый из которых является необходимым элемен-
том техники динамического чтения.Комплекс этот следующий:
а)сосредоточение на чтении;
б)отсутствие регрессий(возвращение к уже напечатанному);
в)расширение активного поля зрения до 10-14 см.;
г)отсутствие внешней и внутренней вокализации(проговаривания);
д)вертикальное движение глаз по тексту;
е)развитие фотографической зртительной памяти;
ж)мотивационно-логическая организация запоминаемой информации.
1.2.Краткая характеристика навыков быстрго чтения
и способы их развития.
1.2.1.Сосредоточение на чтении
Сосредоточенность на чтении-это прежде всего отсутствие отвлече-
ний,блуждания мыслей,это поддержание текста в поле активного внимания,
это постоянное отражением сознанием содержания текста.Степень сосре-
доточения зависит от многих вещий:
а)вашей общей способности сосредотачивать внимание в течении дли-
тельного времени на одном объекте,одной мысли;
б)установки на внимание и вообще от умения ставить себе установки;
в)заинтересованность в прдмете обсуждения;
г)внутренних условий чтения(эмоцитональное состояние,усталость и
пр.);
д)внешних условий чтения(отвлекающие внешние события,шум).
В разных условиях на первый план выходят разные из этих при-
чин.Вспомните- при сильных негативных переживаниях вы просто смотрите
в книгу и автоматически переворачиваете страницы,совсем не осозновая
смысла прочитанного.От неинтересного текста начинаете уставать и,как
результат,или постоянно отвлекаетесь,или(при отсутствии отвлекающих
факторов)засыпаете.Естественно,что для повышения эффективностичтения
лучше было бы создать оптимальные условия по всем пяти вышеуказанным-
пунктам.Однако это не всегда удается.Важно научится управлять тем,что
всегда в наших силах.Это первые два пункта списка.
Внимание,как и память,скорость реакции,выносливость и силу,необхо-
димо,с одной стороны,постоянно тренировать,с другой-уметть тв нужное
время мобилизовать.Следующее упртажнение очень полезно для развития
зрительного внимания.
У-1."Перепутанные линии"
Не составит большого труда изготовить на стандартных листах бумаги
или перфокартах несколько рисунков типа приведенного в приложении 4.2
(для всего курса их необходимо 14 шт.).Очевидно,что найти глазами ко-
нец одной из линий можно постоянно держа ее в поле внимания.
Мобилизация сосредоточения на чтении достигается путем мысленного
проговаривания формул самовнушения в состоянии релаксации.Формулы
лучше всего подействуют,если вы подготовите себя для подобного внуше-
ния успокоением,раслаблением с представлением ощущений тепла и тяжес-
ти в теле и успокаивающим дыханием с постепенным увеличением времени
выдоха и паузы после него.Можно предложить для данного случая следую-
щую формулу.
Ф-1."Формула мобилизации внимания при чтении"
"Сосредоточен на тексте.
Полностью сосредоточен на тексте.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Сейчас я полностью сосредоточен на тексте.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Полностью сосредоточен на тексте.
- 3 -
Сосредоточен на тексте.
Мое внимание полностью сосредоточено на тексте.
Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.
От взгляда ничего не ускользает.
Остро и четко работает мысль.
Запоминаю все сразу.
Я внимателен-я читаю".
После систематического применения Ф-1,почувствовав эффективность
влияния самовнушения,можно перейти к более короткому варианту.
Ф-2."Сокращенный вариант формулы мобилизации внимания при чтении"
"Сейчас я полностью готов к быстрому и внимательному чтению.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.
Я внимателен-я читаю".
1.2.2.Отсутствие регрессий
При чтении мы часто возвращаемся глазами к уже прочитанному.
Как показали исследования,проведенные на 12 тыс. читателей в США,на
100 прочитанных слов студенты осуществляли около 15 ртегрессий,учащи-
еся средней школы-около 20.Таким образом,примерно шестую часть време-
ни мы тратим на просмотр уже прочитанного.Сосредоточение внимания на
чтении позволяет снизить колличество регрессий.Очень эффективно помо-
гает избавиться от них следующее упражнение,котортое необходимо вы-
полнять в течении 3-4-х недель.
У-2."Подавление регрессий"
При максимально возможной для вас скортости чтения закрывать чистым
листком картона уже прочитанные строки.Прочитав таким обртазом оче-
редной абзац,вспомнить с закрытыми глазами его содержание.
1.2.3.Расширение активного поля зрения
Основное отличие обычных методов чтения и динамического чтения-в
размере поля восприятия информации.Медленно читающий человек строку
шириной 10-12 см. охватывает взглядом,т.е.прочитывает за 8-14 прие-
мов.У сртеднего читателя при стандартном расстоянии до книги 20-30 см
поле восприятия инфортмации в тексте-около 1-2 см.Опыты показали,что
для восприятия информации,содержащийся в активном поле зрения,доста-
точно нескольких сотых долей секунды.Если при такой скорости восприя-
тия расширить активное поле зрения до ширины строки,то можно в сотни
раз увеличить скорость чтения.Пока медлено читающий охватит 10-12
блоков информации(для него это одна строка),воспринемающий целой
строкой читратель усвоит даже при той скорости восприятия 10-12 строк
(см.приложение 4.1.).При треннировках на расширение угла четкого ви-
дения следует помнить,что значительное влияние на эффективность этих
треннировок окажет состояние вашего зрения,а при плохом зрении также
и качество подбора линз.Очень эффективно сочетать указанные ниже уп-
ражнения с гимнастикой для глаз.
У-3."Клин на расширение угла четкого видения"
На нескольких листах бумаги составляются пирамиды из слов(чисел) с
шириной ступеней в 1 букву(цифру) или менее.
адажио конь 2 7
айсберг астра 34 59
агар айва динамо 76 61
аист аксон кровать 12 57
азарт адам фантазия 43 39
актер адвокат романтика 14 47
аметист азбука тренировка 98 16
адмирал аллегро составление .... .... .
- 4 -
акция аллея формализация
........ ........ эффективность
значительность
................
Ширина пирамид сверху около 2-3 см,снизу 10-12см.Для ихсоставления
удобно использовать какой-либо словарь.Заниматься с клином-пирамидой
следует так: закрыв ее листом бумаги ,открывать ее с интервалом 1-2
сек. первую,затем вторую,третью и т.д.строки,фиксируя взгляд на вер-
тикальной линии.Стараться увидеть края строки,а как только отмети-
ли,что их не видите четко,повторите упразжнение с другим клином.
У-4."Трафарет с прорезью"
В центре листа картона или перфокарты вдоль длинной стороны выре-
зать прорезь длиной 3-4 см и высотой 1 см.Наложить этот трафарет на
верхнюю строку текста и с интервалом в 1-2 с смещать вниз по строкам
текста,стараясь глядеть в центр прорези и видеть крайнии буквы.Ежед-
невно просматривать 30-50 строк,а через неделю разширить прорезь на 1
см (см.приложение 4.3).
У-5."Кольца Ландольта"
На стандартном листе бумаги с помощью циркуля или трафарета начер-
тить 20-25 строк из рядов незамкнутых окружностей со случайным расп-
ределением пробелов (диаметр колец 5-7 мм,интервал между центрами ок-
ружностей 1 см ).Для занятий использовать трафарет,как в У-4.При
продвижении окна трафарета по строчкам отмечать для себя все коль-
ца,направленные,скажем,вниз;при втором просмотре-влево и т.д. (см.
приложение 4.4.)
У-6."Таблица Шульте"
Таблица Шульте представляет из себя прямоугольную таблицу высотой
21 см и шириной 15 см из 35 квадртатных ячеек (3 на 3 см) (соответс-
твенно 7 рядов в высоту и 5 в ширину) с расположенными в ячейках в
разброс числами (см. приложение 4.8).Для занятий удобно использовать
таблицы трех типов:
тип А - числа от 1 до 35,
тип Б - числа от 36 до 70,
тип В - числа от 101 до 135.
Разных таблиц каждого типа необходимо изготовить по 10 шт :5 с си-
ними и 5 с черными числами.Ежедневно тренироваться с пятью таблицами,
чередуя их во избежание запоминания,-например,по четным дням с сини-
ми,по нечетным с черными.Начатть с типа А,через три недели перейти на
Б,потом на В.Проводя взглядом по вертикальному столбцу таблицы,найти
взглядом в порядке возрастания все числа.Внимательно следить,чтобы
взгляд не выходил за рамки среднего столбца!Во время занятий вы заме-
тите,что в поисках очередного числа вы уже отметили для себя располо-
жение сначала одного-двух последующих,а затем и более чисел-их уже
вам искать не нужно.Это называется антипиацией.В течение курса заня-
тий старайтесь увеличивать количество антиципионных чисел.Развитое
боковое зрение и высокая антиципиация позволяют тратить на одну таб-
лицу около 30-50 с.
У-7."Счет перевернутых строк"
Для этого упражнения не требуется ничего изготовлять.Переверните
раскрытую книгу,карандашом на середитне страницы прочертите верти-
кальную линию.С интервалом 1 с просматривайте строки по линии,считая
количество строк(от 1 до 100,затем опять с 1).В каждой строке отме-
чайте наличие и расположение,скажем,запятых(точек,союзов,заглавных
букв и т.п.).Взгляд сосредоточен только на линии!Когда вы будете без
труда это делать,попытайтесь охватить взглядом сразу две строки,отме-
чая все запятые.Позже это будет возможно с четырьмя("четверка строк")
и с восьмью("восмертка строк") строками.
У-8."Карточка с символами"
Если вы хотите использовать для тренировок то время,которое при-
- 5 -
ходиться тратить на ожидание транспорта,очереди и пр.,-изготовьте 15-
20 карточек(очень удобны перфокарты).В центре карточки поставьте точ-
ку,вокруг нее-сначала не далее 2 см в каждую сторону-хаотично нари-
суйте 8 разных символов(букв,цифр,абстрактных несложных,значков кото-
рым трудно придумать название, и т.п.).Глядя в точку,посторайтесь
боковым зрением расмотреть все знаки карточки-естественно разных,-вы
быстро расширите угол четкого видения.Через неделю на переферии зна-
кового поля на всех карточках дорисуйте по 2 символа, увеличив таким
образом ширину поля на 1 см,и так до 12-14 см.Через 2-3 недели следу-
ет изготовить новые карточки-старые уже запомнились.Образец карточки
приведен в приложении 4.5.
У-9."Цифровая мозаика"
В центре перфокарты(картонной карточки)поставьте точку,на рассто-
янии не более 2-2.5 см в разные стороны от нее расположите числа от 1
до 12 разных форм и цветов,каждое число можно заключить также в ячей-
ку произвольной формы.Таких карточек хватит 14 шт.-из расчета занятий
в течении недели,по 2 карточки в день.Сосредоточив внимание на точке,
найдите все числа сначала в возрастающем ,затем в убывающем поряд-
ке.через неделю все карточки дополнить до 15,увеличив ширину поля на
1 см.,и т.д.(см.приложение 4.6.)
У-10."Чтение с фиксацией взгляда на точках"
Это упрожнение являеться упрощенной модификацией чтения текста,
в котором над центрами синтагм предварительно проставлены точки.Син-
тагма-цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица:слово или
группа слов.Подготовка подобного текста должна проводиться кем-нибудь
другим и достаточно трудоемка,но в такой форме это упражнение дает
опыт восприятия текста синтагмами.Карандашем в тексте с интервалом 2
см прочертить вертикальные линии.При чтении текста фиксировать взгляд
на линиях.Прочитав абзац,для пролверки качества восприятия вспомнить
его содержание.Ежедневно читать так 2-3 страницы,через неделю увели-
чить интервал на 0.5 см (см.приложение 4.7.).
У-11."Боковое зрение"
Это,пожалуй,самое простое упражнение:когда вы смотрите телеви-
зор или расматриваете какой-либо предмет,пытайтесь направить взгляд
не в центр экрана(предмета),а в сторону-справа или слева от него.До-
бившись удовлетворительного видения деталей,увеличивайте расстояние.
1.2.4.Отсутствие внешней и внутренней вокализации
(проговаривания)
Внутренняя,а тем более внешняя,вокализация при чтении значи-
тельно снижает скорость чтения,т.к. ограничевает ее скоростью
проговаривания текста.Мы часто настолько привыкли проговаривать чита-
емый текст,что при прочтении без проговаривания не можем понять его
содержание.Поэтому важно не только не проговаривать текст при чтении,
но при этом и полностью его понимать.Только такое чтение позволит чи-
тать не словами,а группами слов,синтагмами и строками.От вокализации
при чтении можно избавиться следующими упрожнениями.
У-12."Чтение со счетом слов"
Ежедневно при чтении любого текста вслух или "про себя" считай-
те слова (включая союзы и предлоги).Счет от 1 до 100 и опять с 1.Ста-
райтесь увеличивать скорость чтения.Через одну-две недели это упраж-
нение следует заменить на У-13,т.к. вы скоро заметите,что у вас
сформировался как бы второй внутренний голос.Первый автоматически
считает слова,второй все-таки проговаривает текст.Читая текст "со
счетом слов",следует по прочтении каждого абзаца проверить каличество
восприятия путем подробного воспоминания содержания.
У-13."Чение с речевыми помехами"
При ежедневном чтении какого-либо текста вслух или "про себя"
- 6 -
проговаривайте хорошо известные вам стихотворения,переодически оста-
навливаясь и вспоминая содержание прочитанного текста.
1.2.5.Вертикальное движение глаз
Вертикальный просмотр текста при чтении возможен только при ши-
роком поле четкого видения.Однако кроме видения строки целиком,воз-
можно ее полное понимание.В понимании текста при вертикальном
прочтении поможет только практика-поэтому кроме упражнений У-7,У-6,У-
5,У-4 ежедневно необходимо выполнять У-14.
У-14."Газета-спринт"
За 15-12 минут просмотрите 4-страничную газету с вертикальным
движением глаз по центру колонок.Затем отложите газету и в течении 8-
10 минут вспомните по страницам расположение,название,содержание ста-
тей.
1.2.6.Развитие фотографической зрительной памяти
Фотографическая зрительная память,позволяю9щая длительно удер-
живать и восстонавливать в памяти зрительные образы,понятно,приодится
не только для динамического чтения.Следующие упражнения помогут роз-
вить такую способность.
У-15."Фотографирование строк текста"
Это упражнение аналогично У-4,но там необходимо было видеть всю
строку в прорези,а здесь за одну секунду (это время произнесения слов
"двадцать один") запомнить со всеми подробностями-пробелами,знаками
препинания,заглавными буквами,словами-содержание появившейся в проре-
зи информации.Затем глаза закрыть и постораться увидеть информацию.
После этого глаза открыть,зарисовать на листке бумаги все,что запом-
нили,и сличить с оригиналом.Если трудно воспроизвести информацию с
закрытыми глазами,удобно использовать для этого сосредоточение взгля-
да на левой ладони (для левшей-на правой).На ее светлой поверхности
хорошо воспроизводить изображение информации.Если окажется,что так
вспоминать информацию удобнее,старайтесь всегда "читать" всю зритель-
ную информацию с левой ладони.Для многих это оказываеться очень удоб-
ным и помогает при необходимости мобилизовать ресурсы памяти.После
недели ежедневных треннировок необходимо увеличить прорезь трафарета
на 1 см.Если запоминание крайних знаков затруднено,то в ширине проре-
зи следует отставать от У-4 на 1-2 см,т.е. в ту неделю,когда делаете
У-4 с прорезью - 6 см,данное упражнение выполняете с прорезью 4-5 см.
Очень хорошо ,если при ширине прорези около 8-10 см в нижнем ее крае
по центру сделать вырез 3-5 см для второй строки и постепенно увели-
чивать вместе с шириной основной строки также и ширину дополнитель-
ной.Обраец трафарета приведен в приложении 4.9.
У-16."Фотографирование строк цифровой информации"
Если в предыдущем упражнении часть информации все-таки запоми-
нается логически или аудиально (вы можете за секунду успеть
произнести про себя одно или несколько увиденных слов),то это упраж-
нение ввиду отсутствия логических связей между знаками и невозмож-
ностью за секунду произнести более одного - двух знаков строки трени-
руется именно"фотографическая память".Возьмите страницу таблиц
Брадиса или любой другой цифровой таблицы и проделайте все аналогично
У-15.
У-17."Запоминание ряда колец Ландольта"
Аналогично упражнению У-5 ,но с секундным запоминанием содержа-
щейся в прорези информации.Проверить запоминание последующим воспро-
изведением по памяти на листе бумаги.
У-18."Запоминание карточек с символами"
Аналогично У-8 с 3-5-секундным запоминанием расположения всех
- 7 -
символов и проверкой воспроизведением по памяти на листе бумаги.
1.2.7.Мотивационно-логическая организация
запоминаемой информации.
Иное название этого принципа-мотивационно-логический алгоритм
чтения,сокращенно МЛАЧ.Все,вероятно,замечали,что информацию проще
вспомнить,если находиться в позе,условиях,эмациональном состоя-
нии,близких к тем,что имели место при запоминании.Это как бы "ключи"
ке запомненной информации.