ЗАНЯТИЕ N 1./ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Ну получилось ? Вопросы есть какие-нибудь?
Вот с рукой обязательно. Делайте с рукой.Пожалуйста! Вам очень
пригодится эта рука.Помяните мое слово.
В одной группе было сомнение:-специально я так двигаю глазами, т.
е. притворяюсь или нет? Просто диапазон амплитуд у разных людей со-
вершенно разный (движения глаз).
Теперь. Здесь еще одна интересная мысль....Теперь я могу открыть
маленький секрет..Я специально попросил "Тамару" принять участие в
семинаре, потому, что я знал, что у нее все наоборот и все очень
красиво.
-Какого цвета шарики вам дали?
-Какой голос Высоцкого?
-Какой вкус персика?
-.......
У нее все совершенно наоборот.Вот это типичный пример левши.Зоны
располагаются так: 3 2 1
6 5 4
9 8 7.
И очень четко все видно . Амплитуда движений глаз очень большая.
Так. Ну ладно.
Вот один индикатор модальности процесса, который происходит в
партнере мы нашли. Это - "ГСД".
Но этих индикаторов много.
Давайте второй индикатор попробуем найти.
Давайте представим себе, что .....Что я сказал?..ПРЕДСТАВИМ!Это
значит я сам в этот момент строить образы.
Если я использую слово ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- это значит, что у меня
внутри происходит Виз. процесс.
И когда человек говорит:"Ну это-же ПРЕКРАСНО! ..ПОСМОТРИ!..ВИДИШЬ
ЛИ!...ПРЕДСТАВЬ себе...Какая хорошая ПЕРСПЕКТИВА!...Это очень ЯРКИЕ
воспоминания!..", - сами слова говорят, что у него идет в этот мо-
мент "П" в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Эти слова называются ПРЕДИКАТАМИ.
Предикаты - это слова, которые характеризуют Модальность внутрен-
него процесса.
Я вот сейчас ПОДУМАЛ...Как ты ДУМАЕШЬ?..СКАЖИ мне...Ты СЛЫШАЛ ?
..Это СОЗВУЧНО!... Это слова , которые человек использует , когда
он сам в этот момент находится в АУДИАЛ.МОДАЛЬН...
Это очень ТЯЖЕЛО..Это все НЕПРОСТО..Мне так ЛЕГКО это было вспо-
минать..Это очень ТЯЖЕЛОЕ переживание...Я так это ОЩУЩАЮ..Очень
ТЕПЛЫЙ прием... Это КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН... Человек в данный момент
находится в "П" КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН...
Чаще всего "ГСД" во время ответа, или во время генерации мыс-
ли,мысль сопровождается не только ВИЗ. "ГСД", которые вы можете ви-
деть глазами, но и ПРЕДИКАТАМИ.
Ну ладно.С ПРЕДИКАТАМИ тоже все понятно. Как человек мыслит, так
он и говорит.
А еще?
Давайте сейчас разберем еще несколько индикаторов Модальности "П".
ТРЕТИЙ индикатор - СКОРОСТЬ РЕЧИ И СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.
- 37 -
Вы заметили наверное, что я ВИЗУАЛИСТ. (Вы ЗАМЕТИЛИ!..)Я говорю
достаточно быстро. Обычно во время лекции,когда не такая большая
комната и не надо проговаривать слово, чтобы оно было слышно в кон-
це, - я говорю 120 слов в минуту.
С чем связана вот эта скорость? А очень просто. У меня мысли бе-
гут зрительно...Я даже не успеваю за ними. Я их описываю, описываю
описываю...они от меня убегают, если я не успеваю за ними говорить.
Зрительная информация очень емкая. Чтобы все, что я вижу описать,
приходится говорить очень быстро, иначе я ничего не успеваю схваты-
вать.Дальше идут следующие образы.
А! Теперь обратите внимание на мои руки! Что я сейчас ими делаю?
Да! Руки вверху! При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - руки вверху. То , что я вижу
- я рисую.Это четвертый индикатор.
ТРЕТИЙ - ТЕМП РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ.
ЧЕТВЕРТЫЙ - это движения рук.УРОВЕНЬ РУК.
При АУДИАЛЬН.МОДАЛЬН. я говорю ровно, спокойно,словно в ритм чему
-то, в ритм внутреннему голосу,..т.е.фактически повторяю то, что
слышу своим внутренним слухом. И в этот момент - руки на уровне
груди.
А КИНЕСТЕТИК говорит очень медленно. Он вытягивает из ощущений
слова,говорит очень медленно, думает очень медленно, - очень затор-
моженный. Каждую мысль прочуствует,...и руки внизу!
Еще какие показатели могут быть?
ВОПРОС:Может ли Кинестетик не договаривать слова? Бросить мысль?
Визуалистам это более присуще.Потому, что он картинку видит. Ему
кажется, что все ее видят с другой стороны..
Аудиалист этого вообще не допустит!Он даже сам не понимет этой
мысли, если он не проговорит ее до конца,..Как он ее услышит? Ауди-
алист, это человек , который высказывает все уже в чистом, печатном
виде.Т.е, как он говорит - можно писать.
У меня есть несколько стенограмм моих лекций.Вы знаете! Читать
это неинтересно! Без интонаций, без жестов,-это просто какие-то об-
рывочные фразы.
Аудиалист обычно текст говорит так, что можно писать.Он логически
все подробно разбирает. 1-е,2-е,3-е..Вот теперь вот это, вот теперь
вот это...
ВОПРОС:Как понимать соотношение движений головы и глаз?Например,
глаза пошли вправо, и голова пошла вправо?
Просто ОЧЕНЬ ВПРАВО!Не хватает глазных амплитуд.
У Кинестетика речь заторможена.Руки внизу..
Ну вот давайте я еще один пример приведу, и вы поймете в чем зак-
лючается 5-й признак модальности.
"Мне КАЖЕТСЯ,..вот я сейчас ПОЧУСТВОВАЛ,.." ...Да! Это ИНТОНАЦИЯ
голоса. При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - вверх. Смысловая фраза по нотам, по
высоте идет вверх - это ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.( Из низкого переходит
ввех). "Мне кажется..", и голова при этом тоже идет вверх.
При повороте головы и глаз вверх, высота голоса повышается. ВИЗУ-
АЛ.МОДАЛЬН. связана с повышением тона. А КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. - с
понижением.
А если все время на одном уровне, то это обычно АУДИАЛ.МО-
ДАЛЬН..Человек монотонно говорит.
- 38 -
Кинестетики говорят мало, но говорят веско. Они доводят информа-
цию полутонами. Они это очень здорово чуствуют.Они телом переживают
интонацию.
Теперь ТЕМПЕРАМЕНТ.
Визуалист, это вот очень эмоционально яркое выражение в поведе-
нии.Мимика очень яркая.Жестикуляция яркая. Показывание предметов.Т.
е. очень высокая темпераментность . Но это не так все просто. Там
же есть разные этапы переработки информации.
Аудиалист, это человек стоящий обычно за трибуной и говорящий
глядя вот сюда /Зоны 6 и 9 - Ред./Либо читающий. Тело напряжено.Ему
движения даже мешают думать,сосредоточиться, услышать что-нибудь.
А Кинестетик, он телом все сопереживает, у него пот выскакивает
при мельчайших переживаниях и вспоминаниях,..он постоянно думает
"вниз"..он анализирует свои ощущения,...Его тоже всегда видно.
Просто так сказать про человека,что он Визуалист - нельзя.Так-же,
как нельзя сказать, что он Кинестетик или Аудиалист.
Теперь попытаемся проанализировать - а вот эти "ГСД", нельзя ли,
чтобы человек в одну зону обратился и все там вспомнил?Как происхо-
дит вообще процесс вытаскивания информации из подсознания?Не может-
же быть все так просто, что вот раз..-ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.- и все выта-
щил?
Дело в том, что мыслительный процесс, он связан с ТРЕМЯ этапами
переработки информации.
1. ПОИСК
2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
3. ОЦЕНКА (РЕФЕРЕНТНЫЙ)
Если в человеке происходит собственный внутренний мыслительный
процесс,то он проходит вот эти 3 этапа.
По первому этапу человек ищет в одной из Модальностей информацию,
которую ему нужно оттуда считать.
На втором этапе он эту информацию считывает, и прикрепляет к соз-
нанию.
И часто существует 3-й этап, который связан с оценкой этой инфор-
мации на:-правильно-ли; хорошо-плохо ; больше-меньше ; лучше-хуже;.
..т.е. оценка.Отношение. Свое отношение к этой информации.
1 и 3 третий этапы проходят безсознательно. Человек не осознает в
какой модальности они происходят.Если ему сейчас рассказать,
"как" он это делает, он это заметит. Но тем не менее в сознании
представляется только вот этот ВТОРОЙ этап.
Первое движение глаз, самое быстрое первое движение глаз - это
движение сюда (1 этап) в подсознание. Оттуда вытаскивается информа-
ция, она считывается, переводится вот этой "П", а потом она оцени-
вается.Тоже последнее движение глаз очень быстрое. Т.е. тоже под-
сознательно. Человек даже не знает, что он это сделал.
Но тем не менее, если наблюдать - можно это заметить.
Первый этап связан обычно с наиболее развитой у человека системой.
Вот он говорит:"У меня хорошая зрительная память!".Значит первый
этап вероятнее всего будет зрительным.Потому, что даже слово,...Ну
такое предложение:"Скажи, что тебе говорила жена, когда ты уезжал
сюда?Какая последняя фраза жены?".
"Она мне сказала, чтобы я возвращался тогда-то.." Что я сделал?Я
сначала ее увидел, и только когда я ее увидел, я получил доступ к
звукам , которые она говорит.
Наоборот у меня не получится.
- 39 -
Я обратился к изображению, но я этого не осознаю,..и слышу звуки.
Если мне задать вопрос:"А скажи, она правильно сказала?"Я могу
обратиться уже к третьему этапу. Оценить правильно-неправильно, хо-
рошо-плохо, и т.д. Этот этап будет уже тоже неосознаваем.Это очень
быстрое движение глаз.
Но здесь нужно различать вопросы двух типов.
Первый. Это безмодальный вопрос.Вопрос без заданной модальнос-
ти.Например:"Вспомни самый лучший день в прошлом году?" Я не задал
вспомнить оттуда звуки или какое-нибудь изображение этого дня, или
вспомнить ощущения того дня.
Человек обращается к ведущей, самой развитой у него системе, ска-
жем Визуальной,..и вероятнее всего, что в визуальной системе он бу-
дет информацию репрезентировать.Раз она наиболее развита, ему проще
вспоминать именно так!
Давайте сечас рассмотрим такой пример...Подходит человек к теле-
визору.
Человек, который плохо видит. Ему нужно найти необходимую переда-
чу. Он включает телевизор, и начинает щелкать каналами.Он плохо ви-
дит. ...А! Услышал!Вот! Вот то, что надо - одел очки и смотрит.
Теперь. Человек , который плохо слышит.Но ему нужно услышать
программу новостей...Чик, чик, чик, - увидел изображение,а потом
уже прислушивается к тому, что говорят.
Если я человеку говорю:"Вспомни..(все, что угодно без всякой Мо-
дальности),.." - первый и второй этап будут совпадать.Потому, что
раз он лучше видит, он найдет канал по изображению, - и будет его
смотреть.Это называется ИЗБЫТОЧНОСТЬ. Избыточный канал, - это наи-
более развитая система человека.
Вы видели это у "Адама", у него Визуальный.Т.е. все время, кроме
обращения к подсознанию, он смотрел в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Вот это и есть Избыточность, когда человек вспоминает информацию
так, как ему удобно.Вспоминает ее в наиболее развитой системе.
Если же я прошу:"А вспомни, что тебе говорила жена?".Развитая
система (поисковая),ведущая у него Зрительная. Он видит жену, вспо-
минает Эйдетически, как это происходило,..потом идут звуки.Когда
звуки услышал - может оценить, а может не оценивать если такой за-
дачи нет...
Вот эти 3 этапа..Их проходит каждый человек,во время мыслительно-
го процесса. И по глазам можно проследить:-как у него двигаются
глаза, т.е., как у него сменились Модальности во время внутреннего
"ментального" процесса.
Вот эта последовательность Модальностей Поисковой, репрезентатив
ной и Оценочной системы,...- называется СТРАТЕГИЕЙ.
Как вы понимаете, Стратегий может быть 9. Ну грубо вот так .
9.Три по три...Виз.-Виз.-Виз.. Ауд.-Ауд.-Ауд.. Кин.-Кин.-Кин..(Она
очень невыгодная.Люди с такой стратегией вообще ничего не могут де-
лать. Я видел всего несколько человек.)
А может быть Виз.-Ауд.-Кин., и т.д..9 штук. Но это грубо, ..пока.
На самом деле все сложнее.
Плохих и хороших стратегий,- кроме разве-что К-К-К,..и то, если у
спортсмена К-К-К, то все нормально,- плохих стратегий не быва-
ет."Все работы хороши - выбирай на вкус".
Есть Стратегии эффективные и неэффективные в этой области дея-
тельности.
ПРИМЕРЫ:
Стратегия с последним ВИЗ. этапом, это Стратегия ГРАМОТНОГО ПИСЬ-
МА.
-Художник например../Голос из зала - Ред./
- 40 -
А вот нет. У художника должна быть Поисковая проективная
хорошая. Если он будет еще и оценивать , как красиво-не красиво, и
не будет прочуствовать, то он будет рисовать картины типа "Глазуно-
ва". Вроде красиво, очень четко и ярко нарисовано,-но это безсмыс-
лица, когда просто перерисованный портрет...Я не понимаю..Это не
искусство. Это коллаж называется.
Так вот , если последняя Виз. система,.. Как оценивает ребенок,
когда пишет? Если Стратегия с Виз. оценкой, он постоянно то, что
пишет во время письма,... он каждое слово проверяет подсознательно
на то, как оно смотрится. Он берет образ слова из книжки, и сопос-
тавляет с тем, что здесь.
Если во время письма стратегия имеет последний этап Ауд.,- это
Стратегия неграмотного письма. Такой ребенок начинает грамотно пи-
сать только тогда, когда он изучил в первых классах правила грама-
тики.
Вот когда он это выучил, у него постоянно Аудиальная связка идет
в этой модальности, ...но только до тех пор, пока он это помнит.Эта
стратегия очень неэффективна при письме.
Вот я как раз и говорил, что Гриндер изучил в разных странах
стратегию детей которые пишут правильно,..интуитивно правиль-
но....
Вот я помню хорошо, что никогда ничего не учил, и всегда правиль-
но писал.Просто когда я читаю, я запоминаю образ,..и всегда сличаю.
Да и многие из вас так пишут.И проблем никогда никаких не было. Я
не знаю правил, но тем не менее всегда пишу правильно.Вот я знаю
многих людей, которые пишут правильно только тогда, когда знают
правило.До сих пор он помнит эти правила, которыми я никогда не
пользовался.
Гриндер изучил стратегию письма во многих странах, и везде дети
которые интуитивно пишут грамотно, имеют Виз. этап последний во
время письма.
Дальше..Танцор! Бальные танцы.
Если танцор, который танцует бальные танцы имеет последний этап
Кин., во время танца,..- с ним никто не хочет танцевать.Он очень
хочет. Ему очень приятно..
Вот у меня есть один такой знакомый в Москве.Психолог, кандидат
наук.Он очень хочет танцевать.Ему очень нравится.Он чуствует ритм...
Ему приятны ощущения во время танца..Но с ним никто не хочет. Его
не берут на конкурсы.
Дело в том, что он внутренне чуствует движение приятным для себя,
но никогда не строит Конструированный образ:"Как он при этом выгля-
дит?".Он никогда при оценке своего движения не опирается на изобра-
жение себя в зеркале, и на конструировании себя во внутреннем
взгляде.Движение-то для него удобное, но внешне совершенно углова-
тое.
Партнерши с ним танцевать не хотят.На конкурсы его не берут, по-
тому, что люди-то оценивают его:"Как он смотрится со стороны?"А он
так себя не оценивает совсем.
Вот для того, чтобы он стал нормально танцевать, мы у него сфор-
мировали последний этап Визуальный. И он начал постоянно видеть
зеркало перед собой.Теперь постоянно оценивает себя Визуально во
время танца.
Ну еще что?...
Восточные системы самосовершенствования.
Вот наши спортивные системы ,Европейские, ориентированы на ме-
даль, пьедестал,авторитет и престиж человека, который это дела-
ет,-они формируют у этого спортсмена последний этап Визуальный.
- 41 -
Каждый раз, когда он занимается чем-то, он представляет:Как он
будет красиво выглядеть , когда будет стоять на пьедестале.
Я не говорю про всех.Но те профессиональные спортсмены, с которы-
ми я занимался, - у них возникает вот такой 3 этап. ...Я потом
расскажу к чему это приводит.Во всяком случае это привело к одному
"ляпу", который был допущен в нашей Олимпийской команде.
Восточные системы формируют последний этап Кинестетический.Чело-
веку неважно, как он при этом выглядит. Он даже не обращает внима-
ния - во что он одет. Он идет заниматься не потому, что его кто-то
увидит занимающимся, а потому, что он должен ощутить "хорошо" от
того,что он чуствует движения.Чуствует легкость тела.
Вот! "Юстас" с нами согласен!/"Юстас"-инструктор проводящий заня-
тия по Айкидо-Ред./
У фирм, которые занимаются НЛП, сейчас есть очень хороший опыт,
достаточно большой,...Когда они приезжают в фирму, для того, чтобы
повысить эффективность деятельности этой фирмы,(Скажем КБ или рек-
ламно Бюро),находят там человека, про которого говорят:"Ну у него
получается все просто изумительно! 2 месяца всего работает, а полу-
чается все прекрасно!"
Так вот они снимают с него Стратегию ,...и потом этой Стратегии
обучают всех остальных сотрудников.И вот такая работа сейчас в Аме-
рике поимела большой успех.
Т.е. фактически они кланируют Стратегию успешной деятельности в
этой области работы.
-Для группы коллектива?
Да! А вербальные различия они не различают.Они же изучают и пере-
дают Стратегию. Они не накладывают семантитческую составляющую.Они
просто обучают их правильному синтаксису.Они обучают их грамотно
"писать"...А что писать,..- каждый пишет свое.Они не производят ни
какого давления на содержание.Они обучают просто грамотно "писать".
Или грамотно "работать".
Вот сейчас я приведу вам одну историю, которая покажет вам - что
такое оценочная система.
Поисковая система обычно используется для присоединения.Когда я
подхожу к человеку и знаю, что он Визуалист по первому этапу,т.е.
наиболее развитая система Визуальная,я к нему обращусь:"Предс-
тавь!". ..И дальше он меня поймет более правильно, чем если бы я
сказал:"Послушай меня!".
Вы были наверное в такой ситуации, когда к вам кто-то подошел и
начал говорить. Вы были там где-то /ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.-Ред./, и полу-
чается:"Что-что-что ты сказал?"....Я не слышал "что" он сказал. Я
бал в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. , а он мне что-то говорит. Если я часто в ВИ-
ЗУАЛ.МОДАЛЬН., - я пропускаю много слов. ..Это когда просто гово-
рят.
А если слова ориентированы:"Представь!",- и ярко рисуется картина
того, что нужно представить, то я просто в свои образы выкладываю
то, что мне говорят. Т.е. фактитчески идет "мультик". Я подключаюсь
к "мультику", и информация туда идет. Не к "радио , а к "мультику".
Так вот первая система используется для присоединения.
Вторая понятно. Для того, чтобы вспомнить информацию того содер-
жания.. и в той модальности , которая нужна. Если нужно звуки - ес-
тествено ориентирую на звуки.
Однажды у нас был такой случай. Мы встретились с человеком, с ко-
торым нужно было договориться, и мы подошли к нему , объснили все,
что хотели сказать. Он подумал...-"Нет ребята.У нас ничего не полу-
чится."
- 42 -
Мы послушали его лекцию, и услышали такую стратегию:"Вот я сейчас
ПОДУМАЛ,..и мне ПОКАЗАЛОСЬ,...что..ну это очень ЛЕГКО".Постоянно во
время лекции такие стереотипы. Постоянно вот этот вот цикл. А-В-К.
И после лекции мы к нему подходим...- "Вы знаете Иван Иванович!Мы
вот тут вас ПОСЛУШАЛИ, и у нас сложилось ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что у на все-
таки есть возможность для ТЕСНОГО сотрудничества!"
Мы сами не ожидали его реакции...- "Ребята! Ну так бы сразу и
сказали!".....Мы не добавили ни одного аргумента!Ничего мы не ска-
зали , кроме этой фразы. То, что мы говорили раньше, он теперь
прокрутил по понятной ему Стратегии.
Т.е. фактически, теперь "ключ" у нас просто той-же самой формы,
что и его замок. И ему уже было совершенно без разницы - из чего
этот "ключ был сделан". Из стали, меди, олова, золота или льда.
Достаточно было факта чтобы провернуть "замок", но нужна была форма
подачи.
Вот ему мы "прожевали", как обычно он себе "прожевывает " сам.Мы
за него прошли вот этот этап...Может когда нибудь он бы пришел к
этому сам.Прокрутил бы эту информацию, но для этого к ней еще нужно
обратиться.А тут мы сами за него это сделали, и в той форме, кото-
рая ему понятна.
Вот теперь о значении оценочных систем.Дело в том, что когда люди
живут вместе, работают вместе, и если у них есть одна ценностная
ориентация,то это не значит, что они в хороших отношениях.
Давайте мы с вами договоримся, что мы очень любим КРУГИ.И все,
что круглое называем хорошим.А квадратное,..или закругленные квад-
раты, элипсы, ..- это очень плохо.
Смотрите! ...ПЛОХО!/Показывает предмет с круглым "фасадом"сбо-
ку-Ред./..ХОРОШО!/Показывает этот же предмет круглой частью-Ред./
Предмет-то один и тот же. У нас просто разные точки зрения,..ви-
дения одного и того-же предмета.И вроде у нас и ценности одни. Кру-
ги-то хорошие. Но я вижу это квадратом, а вы видите кругом.
Так вот история..
Приходит семейная пара и говорят:
- Вы знаете мы долго уже живем, и решили развестись.Помогите либо
развестись, либо решить наши проблемы.Но наверное это /послед-
нее-Ред./ не удастся. Мы давно уже ругаемся.
- Ну давайте, расскажите в чем у вас проблема.
Рассказ мужа:...(Он рассказывает о эмоционально очень важном,и пос-
тоянно анализирует свои ощущения.)
- Доктор! Ну это очень ТЯЖЕЛО! Мы с ней живем давно, но так плохо я
себя еще никогда не ЧУСТВОВАЛ! В чем проблема? Ну...ну как обычно
бывает! Иду с работы УСТАЛЫЙ,прихожу домой..Мы живем в 9-ти этажном
доме. Поднимаюсь на лифте, вхожу домой..Мне очень нравится.Дома
очень УЮТНО..Хорошо дома. Я переодеваюсь. Сажусь в мое любимое
кресло,..знаете, у меня такое старое любимое кресло есть,...Я к не-
му так привык! Беру газеты почитать, кладу их рядом...Чай горячий!..
Так мне хорошо отдыхается..
И вот в этот момент обязательно приходит жена и устраивает мне
скандал. Я так ПЕРЕЖИВАЮ!..Мы с ней ругаемся..
Док.:-У вас вообще бывают другие ситуации?
-Да!Вот иногда бывает, что я выпью,и..совсем по другому начинаю
ЧУСТВОВАТЬ отношения к жене,...мы идем в гости куда-нибудь..И там я
..Мне хорошо, мне хочется..я вижу жену, и мне хочется подойти , ее
обнять,...Я ее обнимаю - а она меня ОТТАЛКИВАЕТ!..И это опять вот,
как в холодную воду!
...........................
Обратите внимание:паузы; движение телом; самопереживание; глаза ;
- 43 -
предикаты . Он Кинестетик по оценке. И у него хорошо то, что хорошо
чуствуется, и плохо то, что плохо чуствуется! А это показывает Ки-
нестетика по оценке.
При этом очень важно,что этаж 9-й. Очень важно, что кресло ста-
рое, к которому он привык. Чтобы горячий чай и газеты поближе.
Типичный портерет такого мужчины - это мужчина, который имеет ма-
шину не красивую, достаточно старую машину, но...удобную. Он к ней
привык. Он там уже отсидел себе все, ..ее ремонтировать легко, по-
тому, что он все знает вней.Пусть она плохо выглядит, но ему удобно.
Так и дома. Вещи все старые, но очень удобные. Вот он к ним при-
вык!
Обычно такой брак счастливый, потому, что если Кин. по оценке
мужчина выбирает себе подругу жизни, он оценивает не как она выгля-
дит сейчас ..-это все пройдет потом-..а оценивает, как он с ней се-
бя ЧУСТВУЕТ!
Если грубых недопониманий нет, то обычно такой брак достаточно
крепок. Но для этого нужен обязательно свой дом. Если своего дома
не будет, то .....
У него на столе все лежит кучей.Потому, что так удобней доста-
вать, и удобней класть...Надо-же как удобнее, а не то, как это выг-
лядит.У него старые вещи удобные.Он привык. Ему даже проще попро-
сить заштопать костюм, но носить свой старый удобный костюм, в
котором ему хорошо.
Он оценивает все время - КАК УДОБНО!
Книжки на полках у него стоят не красивыми корешками. Те, что
часто используются книжки -он поближе их ставит.Доставать чаще..так
удобнее.
Вот это портрет такого мужчины.
.............................
Рассказ жены:
- Доктор! Вы ПРЕДСТАВИТЬ себе не можете! Я не могу жить с этим че-
ловеком. Он..Ну вот мы живем уже столько лет..и мне КАЖЕТСЯ, что он
не совсем нормальный. Я привожу дом в порядок. Специально остаюсь
дома, чтобы привести дом в порядок. Ну гости придут..- чтобы УВИДЕ-
ЛИ, что у нас все хорошо.
Я протираю везде пыль. Я ставлю предметы все на места. Я все чищу.
И иду за хлебом. Прихожу, а муж пришел домой. И ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ док-
тор, он снял свою рабочую одежду и бросил прямо в коридоре! Одел
свои штаны в которых ходит уже 30 лет.У них коленки вот та-
кие-вот.Тапки, они уже продырявлены, он говорит, что в них хорошо
продувает.Да там уже моль насквозь проела дыры.Я не могу на них
СМОТРЕТЬ.
У него есть кресло - Антиквар. Он в нем просидел 2 дырки, и через
них уже спину ВИДНО. Так вот он пододвинул табуретку, положил газе-
ты...Там кучей они, сваливаются..Ну ПРЕДСТАВЬТЕ, ПРЕДСТАВЬТЕ...А с
другой стороны пододвинул журнальный столик. Поставил кофе. Кофе
капает прямо на ковер.
Естественно, когда я прихожу - я это ВИЖУ...Я не могу это стер-
петь, и устраиваю скандал.
Док.:-А еще?
- Ну иногда..мы приходим в гости. Я одела КРАСИВОЕ серое
платье.Сделала прическу.Там все очень хорошо. Мыжчины на меня обра-
щают внимание,..И тут мой обязательно подойдет и начнет мять мне
платье и ломать прическу.
..........................
Вот понимаете..рассказ Кто, что оценивает.У него хорошо то, что
он хорошо ЧУСТВУЕТ,..Для нее хорошо - все , что хорошо ВИДИТСЯ.
- 44 -
В чем заключается терапия в таких случаях?
Надо перевести просто одного на язык другого, а того на язык это-
го. Это не так просто. Вот если с женщиной, то ей надо много-много
наговорить историй,чтобы она наконец-то начала Кинест. образы со-
поставлять с плохими картинками. А хорошие - с хорошими картинками.
Это тоже самое, что научить человека - стол по английски table,a
table по русски стол.
Вот с ней идет работа примерно такая:..
Ей рассказывают историю:"ПРЕДСТАВЬТЕ, что вы идете по пусты-
не.Смотрите по сторонам,..- там никого и ничего нет. И так одиноко-
одиноко! Вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, что вы выглядите такой одинокой-одино-
кой,беспомощной,...(А по Станиславскому вы помните, что для того,
чтобы вызвать слезу - надо представить , как человеку плохо со сто-
роны!)..- у нее идет слеза,-..Вот тоже самое испытывает ваш муж,
когда вы его отталкиваете в гостях."
Много таких историй разных...Накручиваются с "якорями" такие ис-
тории..И когда потом в гостях она его начинает отталкивать - у нее
сразу картинка, что она одинокая в пустыне, - и она понимает его
ощущения!
А вот с мужчиной поступили грамотно. Одного сеанса хватило, чтобы
он все проблемы свои снял. Кинестетики - они очень чуствительны.
Док.:-Вот вы давно ходили под дождем? Вот если бы вы шли под дож-
дем,промокли насквозь, ботинки уже заливает,....Приходите до-
мой...Правда лифт не работает. Придется пешком подняться...на 9
этаж.
Подходите к двери, холодно, замерзли,..кнопку нажимаете - никто
не открывает,...Достаете ключ.Он весь такой холодный,сколь-
зкий...Дверь открываете...
А дома тепло и уютно! Переодеваетесь.Одеваете свой уютный удобный
костюм, и прохладные продувающие тапки. Идете пьете горячий кофе,..
принимаете теплую ванну...(Мужика растаскивает!!!!Улыбка идет!! Он
все это переживает!!! Балдеет!!!)
А теперь вы захотели спать. Идете в спальню, раздиваетесь, ложи-
тесь, и в этот момент вы осознаете, что рядом сидит ваша же-
на,..грызет сухари..крошки падают на простынь,...крошки впиваются
вам в тело,...(Мужчину в этот момент надо видеть, просто!)..
И вот тоже самое испытывает ваша жена, когда вы приходите домой,
и бросаете вещи где попало!
.............................
Вот вы знаете..Типичный результат.Как только он вещи начинает
бросать сразу../зуд по телу, как будто крошки впиваются-Ред./
Вот эта работа происходит с оценочными системами. Вы понимае-
те!Система ценностей одна и та же, - дома должно быть хорошо, долж-
ны дружить в гостях, - а каждый это ХОРОШО видит с разных сторон.
Теперь мужчина Визуалист.
У этого мужчины всегда красивая жена. Часто он женат второй
раз,причем на более молодой. Или на более красивой. Очень много де-
нег тратит на одежду жены,...Дома все новенькое, чистенькое,-хоро-
шо! Стеклами закрыты книжки. Книжки красивыми переплетами впе-
ред.Так смотрится лучше.
На столе все ровненькими стопками. Так красивее. Машина новая.
Пусть не удобная, пусть детали достать трудно, пусть не так уютно,
как в старой, но машина новая и красивая.
Костюм, даже если жмет, он будет одевать, потому, что хорошо выг-
лядит.
- 45 -
Логик.Аудиалист.
Это человек, который в основном взвешен.Если Визуалист увидел
картинку - он за ней побежал. Понравилось - купил.
Кинестетик будет добиваться состояния, когда ему хорошо..Очень
неторопливо постепенно делать руками. Сам все...
А логик постоянно взвешивает - выгодно-невыгодно, удобно-неудоб-
но,..что скажут люди?Аудиалист по оценке в отношениях обычно такой.
У человека может быть несколько стратегий.
Я еще ни разу не видел человека с 9 стратегиями.Хотя мы специаль-
ным образом эти стратегии формируем,..-для какого-то вида деятель-
ности..
Часто 2-3 стратегии...Ну 4. Максимум 5.
Стратегии в разных областях,..
Вот когда вы пишете автоматически - у вас работает ваша
внутренняя стратегия письма. А вот если вы начинаете задумываться,о
том - правильно ли вы пишете слово?-в этот момент вы можете перейти
к другой стратегии.
Т.е. сразу вероятность ошибки повышается.Потому, что в той Стра-
тегии вы писать не умеете.
Замечали наверное за собой. Пишешь автоматически - все нормально!
Задумался над словом - сделал ошибку. Потому, что автоматическая
Стратегия , которая идет подсознательно - она отточена опытом прак-
тики и переведена туда в процесс.
А вот та Стратегия, которую вы сейчас формируете,т.е. задумались
и пытаетесь принять решение об этом слове , необычным для своего
подсознания образом, вот тогда решение может быть неправильным.Эта
Статегия в данном случае просто мешает.
ВОПРОС: А как определяется Стратегия?
Ну давайте на "Адаме" посмотрим!
- Адам, самый хороший день в прошлом году , вспомни пожалуйста?
Опа! Первый - В, второй - В, третий -К. Очень ярко и очень чисто.
Раз, два, три. Он же вспомнил самый хороший день. Я ему не говорил
вспоминать звуки. Он в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. нашел, в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
репрезентировал, и в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. оценил.
Давайте еще раз.
- Самый хороший день в позапрошлом году?
Тоже самое! В-В-К!
Ну понятно ? Понятно! Спасибо!
А теперь Тамара.
(Те же вопросы) Видели? Она нашла в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН., а женщины
очень часто находят в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН....
Но дело в том, что в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. репрезентировать-то
НЕЛЬЗЯ! Как она представит день в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.? Она его там
нашла, Визуально репрезентировала, и Визуально оценила!
Давайте еще попробуем..
(Задают вопросы).
- Была ли ты в Москве?
.....Дело в том, что Стратегию можно выяснить на вопросах, кото-
рый заставляют подумать и вспомнить!Сейчас был вопрос на Стратегию
мышления. Это уже другая Стратегия.
Стратегия вспоминания и Стратегия мышления без вспоминания - это
разные вещи! Т.е. это 2 разные Стратегии будут. У нее так и получи-
лось. Я же говорил, что целей используются разные Стратегии.
- 46 -
ВОПРОС: А обязательно 3 этапа?
Если оценки нет, то будет 2.Поиск будет в любом случае. Если
вспоминать, то будет поиск. Без поиска может быть только ответ на
тот вопрос, который я знаю без подсознания.
ВОПРОС:Можно немного по подробнее разобрать Стратегии мышления и
вспоминания?
Стратегия мышления в чем она заключается? Мне задали вопрос. Я
должен его понять. Построить аналоговый образ вопроса, и сформули-
ровать ответ.
При вспоминании я должен найти в подсознании тот блок, где эта
информация хранится, подключиться к тому каналу. Вытащить информа-
цию и репрезентировать, ..оценить:"Да. Правильно!". И сказать ответ.
Т.е. в случае мышления , а не вспоминания может отсутствовать вот
этот поиск в подсознании. Мыслю-то я логикой, а вспоминаю я в ана-
логах.
ВОПРОС: А когда вспоминание переходит на мышление?
Чаще всего так и бывает. Большинство вопросов этого и касают-
ся.Все три этапа пройдут. Что там происходит - мы не знаем. По гла-
зам мы видим Модальность. Мы видим синтаксис этого процесса. Не что
он видел,...А "как" он видел, слышал, или чуствовал. О содержании
мы не можем судить.
ВОПРОС: Какое прикладное значение того, что мы знаем стратегии че-
ловека?
Дело в том, что я говорил, - для того, чтобы коммуницировать с
человеком, нужно постоянно подстраиваться под его Модальность.
Т.е., если я хочу, чтобы он меня понимал, когда сам работает в ВИ-
ЗУАЛ.МОДАЛЬН., я должен подстроиться в коммуникации под ВИЗУАЛ.МО-
ДАЛЬН..
Если я ему говорю:"Представь...",я дальше информацию даю в Визу-
альном виде, и поставляю туда на Визуальный уровень. Но при этом я
сам вынужден тоже смотреть. Фактически этим словом я присоединяюсь
к нему, и сам подключаю себя на изображение. Я начинаю изображение
переводить в изображение. Это очень эффективно.
Но! При этом я вынужден постоянно глядеть за его глазами. Слушать
его Предикаты,...и он при мышлении и вспоминании постоянно меняет
свою Модальность,... и я вынужден постоянно ее менять тоже. Т.е. я
постоянно должен быть с обратной связью.
А если я знаю Стратегию, если я ее уже выяснил, и знаю, что у не-
го все это идет циклами, то фактически я могу запустить этот цикл,
и уже не глядя на него, т.е. постоянно на получая информации, я мо-
гу просто подавать информацию этим циклом. При том я же могу даже
перевести его на какие-то Модальности.
Я ему говорю: "Представь, это же будет очень логично, если ты по-
чуствуешь себя легко!" Куда он смотрит, когда я делаю так рука-
ми?/вверх-влево-вниз-Ред./ Да за моими руками!
-Представь - ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. Как бы вы не думали, не задумыва-
лись, все равно быстрое движение руки вызывает туда взгляд./В зону
ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.-Ред./ И в этот момент он может представлять.
-Как бы было логично../Рука в зону АУДИАЛ.МОДАЛЬН.-Ред./, если бы
ты почуствовал себя легко./Рука в зону КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.-Ред./
И часто, заметьте, мы в общении это используем, только не понима-
ем, почему мы так делаем.
И не зря я вам говорил - водите рукой - потому, что фактически
это движение рукой вам и нужно будет продолжить, когда вы будете
общаться.
Если я знаю Стратегию, то я упрощаю себе задачу тем, что я факти-
чески строю стереотип передачи ему мысли, и вынужден.....если я два
- 47 -
раза так подстроился, подключился под эту Стратегию, я уже начинаю
сам так-же крутить мысль. Если , конечно, я достаточно гибок и вла-
дею всеми стратегиями.
Если я Стратегию усвоил. 2 раза ее прокрутил, то фактически она
автоматом идет и он меня понимает постоянно так.Потом я общаюсь с
ним второй день так-же, третий день так-же...в результате я ассоти-
ативно работаю с ним в этой Модальности, в этом наборе Модальнос-
тей, по этой Стратегии, и у меня формируется с ним взаимопонимание.
Я постоянно говорю с ним на его языке. Потому, что я выяснил ос-
новные этапы его мыслительного процесса. Подаю информацию на каждом
этапе в разжеванном для него виде.
На первом этапе, когда я ему предлагаю поискать, я предлагаю по-
искать там , где он может найти...Представить, как он может ярко
представить,...Я описываю факты так, как он может себе ярко их
представить . Они становятся от этого более убедительными. Более
воздействующими на его сферу.
Он к ним совсем по другому будет относиться ...они для него по-
нятны..
Факты и доводы всегда нужно представлять в развернутом виде,
очень ярком, иначе у человека не возникнет мотивация их достижения.
Вот этих целей и перспектив, которые ты ему строишь.
ВОПРОС: А тот кто использует чужую Стратегию, присоединяется, он
свою ломает?
Нет! Здесь ситуация такая. Никогда у человека нельзя ничего отби-
рать.Экологичность в этом и заключается.Отбирать нельзя. Можно
только предложить еще дополнительные варианты.
- Выбор нужен?
Да! Пусть подсознание или коммуникация сама ,успех коммуникации и
обратная связь формирует у вас выбор. Так работать, так, или
так.Задача наша с вами - познать новые выборы коммуникации. Новые
Стратегии, научиться Стратегиям других людей. Свою я при этом не
разрушаю, просто при общении с ним - я теперь работаю в этой.
Вспомните! Вы сидите на лекции у одного преподавателя с одним по-
черком. На лекции у другого - другой почерк. Почему? Начинаете ме-
нять почерк...все равно в конце лекции почерк такой, какой всегда
на лекциях этого преподавателя.
Это не значит, что у вас вот такой стал! Вы пришли, сели за дру-
гой стол, - у вас третий почерк.
Т.е. свое я никогда не теряю. Поэтому когда мы человека , работа-
ющего в конструкторском бюро обучаем новой Стратегии мышления, ког-
да он сидит на рабочем месте, - мы старую Стратегию его у него не
отбираем!
Вот что мы предлагаем:"Слушай, посмотри, может быть вот так тебе
понравится?".Не ему , а подсознанию.
Если он пару дней поработает, и увидит, что у него действительно
эффективнее получается, ...Фактически он делает этот выбор.Притом
на неосознанном уровне. Он делает это на уровне подсознания.
Мы ничего не отбираем. Ни в коем случае!
Есть варианты, когда мы вынуждены Стратегию старую просто крушить.
Но и то крушить большим задавливанием преимуществами новой страте-
гии.
Я когда буду рассказывать про Временные Линии, я буду рассказы-
вать , как работать с обреченными больными. Там настолько можно по-
казать преимущества новой Стратегии мышления для него,что он уже не
сможет пользоваться старой. Старая Стратегия мышления для него уже
- комок горя. А новая позволяет ему освободится от этого. И он тут
же переключается. Фактически выбор мы оставляем , но..шанс, что он
- 48 -
его выберет - очень мал.
ВОПРОС:Как здесь соотносятся семантика и синтаксис?
Как когда! Т.е. здесь та самая диалектика, без которой никогда
нельзя проценты расставить. В одном случае зависит только от формы,
и вы знаете - с женщинами по форме в основном общаются, и женщины
по форме в основном и воспринимают информацию,...а мужчины больше
по логике. Но тем не менее - как когда.
Но вот известно например, что в американском менеджементе только
15% успеха руководителя, менеджера , зависит от его профессиональ-
ных знаний и умений. 85% зависит от его умения коммуницировать.Вот
вам это расклад . 85% - синтаксис, 15% - семантика. У нас я боюсь
даже проводить аналогии.
УПРАЖНЕНИЕ 1.3. "ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ".
Давайте так сделаем. Трое начинают коммуницировать , просят одно-
го что-то рассказать. Что-то большое.Расскажи как ты съездил в
прошлом году в отпуск?..и т.д. И двое выделяют ПРЕДИКАТЫ. Двое по-
тому, что здесь нужно посоветоваться.
УПРАЖНЕНИЕ 1.4.
Это очень важное упражнение, которое я покажу , как делается.
Вот теперь мы подошли к упражнению, которое нам уже завтра очень
понадобится.
До завтрашнего дня это упражнение нужно освоить.
1-й, 2-й, 3-й. Упражнение , как и 1.2., но первый задает вопросы,
(так-же, как тогда задавал),второй на эти вопросы отвечает. Устно,
про себя, это тоже не важно. Что делает третий?
Третий водит рукой, но при каждом движении руки, он говорит тихо
сам себе слово Модальности движения глаз./Предикат-Ред./
ВОПРОС:Одни и те же слова должны быть?
Нет! Тренировать разные. Чем больше, тем лучше.Научиться просто
употреблять ПРЕДИКАТЫ, при движении руки, в соответствии Модальнос-
ти "ГСД".
Моя задача научиться вот в это движение глаз, если мне понадобит-
ся в этот момент сказать фразу,...чтобы эта фраза уже была рождена
по ПРЕДИКАТУ.
Если во время разговора я буду думать о том, куда у него пошли
глаза...я уже по семантике ничего не скажу.У меня язык должен авто-
матически рождать слова в этой Модальности. И поэтому, когда движе-
ние руки пошло сюда, я автоматически:"Представь...Посмотри...Дума-
ешь?..Слышится.. Перспектива...Созвучно..Легко...Тесно..Понимаешь?"
Вот слова , которые полимодальные, я бы не хотел сейчас применять.
ВОПРОС:А "Подумай!" куда отнести?
Это полимодальное слово!Каждый его понимает в силу своей
Модальности.
Я вспоминаю случай....У меня однажды была группа больших началь-
ников. 4 человека , такие суровые начальники.. Я пришел и начал им
говорить:...(Завтра будет тренинг , который я с ними тогда прово-
дил)..."Вы знаете, преподаватель , для того, чтобы он эффективно
преподавал - должен владеть всеми 3-мя Модальностями. Постоянно
двигаться. Говорить слово "поехали", потому, что это слово зацепля-
ет Кинестетиков,....жестикулировать. Делать терминами в разных мес-
тах опорные знаки. Потом их соединять. И пытаться логически связан-
но разговор вести. ..Ну и опираться на схемы и т.д.
Когда я им это начал говорить, что вот во всех трех системах
- 49 -
необходимо работать, я вдруг обратил внимание, что я то сам в этот
момент только Визуализировал.
Они мне говорят:"Алексей Петрович, нам кажется ,... вы тут гово-
рите, что преподаватель должен во всех 3-х системах ,..а сами-то вы
только в одной!"
-Нам КАЖЕТСЯ! -Все четверо Визуалисты. Т.е. подсознание само -
чик - переключило, что остальное можно не делать.
И если обычно я во всех трех системах работаю, то вот с этими я
работал только в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. И только потом до сознания дошло,
что вот они-то все Визуалисты. Мне просто не нужно все остальное
делать. Они все только видят.
Так вот эти упражнения очень много дают.Тем более, что движение
руки вы потом можете продолжить для того, чтобы обратить внимание
на руку, если нужно будет человеку Визуализировать.